воскресенье, 29 марта 2015 г.

Нужно ли обращаться к логопеду, когда ребенку 1,5-2 года?

Для чего нужно обращаться к логопеду, когда ребенку 1,5-2 года? И вообще, нужно ли это делать? Ведь говорят, что если малыш не говорит или плохо говорит, то это не беда, его скоро «прорвет». И как начнет болтать, что не сможешь остановить. Так ли это? Стоит ли тратить деньги на логопеда? Или подождать, когда все-таки «прорвет»? 
Хочу рассказать несколько историй, где родители не обратились к логопеду, когда малышам было 2-3 года, и про родителей, которые обратились, и что из этого получилось. 
Эти истории не только из моей личной практики, так же из практики моих коллег. Фамилии и имена с разрешения родителей используются реальные



 Максим С. 5 лет. 

Мальчик молчал до 4 лет. Детский сад не посещал, т.к. мама сидела в декретном отпуске со вторым ребенком. Мама все ожидала, что мальчик заговорит, что его вот вот «прорвет». А малыш все молчал и молчал, говоря на языке жестов, или просто издавал звуки. На занятия с Максимом времени было мало, поэтому все больше: «Где папа?», «Где машинка?», «На, порисуй!» и т.п. И вот в 4 года родители решили обратиться к логопеду, который их направил к неврологу, психологу. И завертелось. Поставили диагноз – моторная алалия. Занятия проводились каждый день, день с логопедом, день с психологом. А ведь можно было бы обратиться, просто для консультации, ради интереса и в 2 года. Логопед просто дал бы рекомендации, задания на месяц, на три месяца, на полгода, и согласитесь, затраты были бы не такие большие, как в данный момент. Сейчас Максику 5 лет, он «разговаривает» слогами, может попросить не жестами, а «словами». А ведь это большой прогресс!!! 

Слава К. 6 лет. 

Это другая история, противоположенная предыдущей. 

Мама Славы забила в колокола, когда в 2 года мальчик продолжал молчать, и стала искать логопеда, который работает с маленькими детьми. Долго искала, т.к. не все логопеды работают с малышами, но все-таки удалось найти. Так же они прошли обследования у невролога. У логопеда сначала занимались раз в неделю. Строго выполняя все задания логопеда, затем встречались с логопедом два раза в месяц, а уже через полгода бывали у специалиста раз в полгода. К 6 годам мальчик нормально разговаривал. Сейчас Славе 6 лет. Он учится читать, очень хочет пойти в школу. 

Я не говорю о том, что у Максима и Славы одинаковый диагноз, но тем не менее ситуация Максима могла бы быть совсем другой чем в данный период. 

Истории Маши Д. 5 лет и Кирилла С. 6 лет. 

Маша всегда была шустрой, веселой девочкой, уже в 2,5 года болтала, рассказывала стишки. В 2,9 лет Маша пошла в детский сад. А перед новогодним концертом, на котором Маша должна была рассказать стих, который они выучили всей семьей: и мама выучила, и папа выучил, Маша вдруг стала заикаться, при чем так, что даже не могла продолжить то, что хотела начать. От того, что она не может сказать Маша стала плакать, у нее были истерики, после чего ребенок вообще замкнулся, перестал разговаривать. 

Родители обратились в районную поликлинику, к районному логопеду. Логопед направил к неврологу. Прописали кучу успокоительных препаратов, но вот от занятий отказались, т.к. ребенок еще маленький, попросили подождать до 5 лет. Мама опустила руки, и не стала сопротивляться, не стала искать логопеда, т.к. ей сказали, что это напрасная трата времени и денег. Ребенок тем временем вообще замкнулся в себе, девочка стала немногословной, лишний раз боялась сказать что-то, а при незнакомых людях вообще молчала, т.к. когда начинала разговаривать, то сразу же ее начинали душить спазмы. 

В 4 года они пошли в районную поликлинику, где им сказали, что, скорее всего заикание останется на всю жизнь. Мама переживала, а папа решил найти логопеда, который бы им помог. 

После занятий с логопедом, девочку было не узнать. Если раньше она все больше молчала, то сейчас она уже разговаривала со своими родителями. Конечно отношения со сверстниками сейчас ей все так же трудно наладить, и Маша с родителями теперь посещают не только логопеда, но и психолога. А ведь этого можно было избежать, если бы мама не стала слушать советчиков, а повела бы ребенка к логопеду не в 5 лет, а в момент обнаружения заикания. 

Кирилл С. 6 лет. 

Кирилл очень рано начал разговаривать, бабушки шутили, что речь развивается раньше, чем его 3-х летний организм. В целом они были правы, речь развивалась быстрее, чем нервная система малыша. А тут еще и в зимние морозы мальчик заболел, долго болел и сильно. После болезни произошло, то что малыш стал заикаться. Так же сильно, как и болел. Родители побежали по всем докторам, к логопедам. Нашли логопеда, который стал заниматься с ребенком. Занятия продолжали в течение полугода. Уже к 4-м годам малыш говорил чисто, без заикания, проговаривая все звуки. Сейчас Кирилл готовится пойти в школу, у него много друзей, а родители благополучно забыли про ту неприятность, лишь посещают логопеда раз в пол года для профилактики заикания. 

Маша С. 6 лет и ее сестра Настя 4 года. 

Сейчас Маше 6 лет, она посещает логопедический детский сад. История началась, когда Маше было 1,5 года. Ребенок не разговаривал. Мама ждала когда «прорвет». В 2 года Машуня молчала, и в 2,5 тоже, хотя она и посещала детский сад. В 3 года появились слоги из гласных звуков: «ауои», «оиау»… Дома все радовались. Но тем не менее к специалистам не шли. А в 4 года в детский сад пришел логопед из районной поликлиники и поставил Маше общее недоразвитие речи 1 степени. Мама стала искать логопеда, ходили на массаж артикуляционного аппарата в областную больницу (для тех, кто не знает, это не очень приятная процедура, тем более для малышей). Было потрачено много сил и финансов. Сестренка Маши Настя, которой в тот момент было 2 года, тоже молчала, но мама решила не ждать 4-х лет, а водить на занятия к логопеду и Настеньку. 

Сейчас Насте 4 года, она разговаривает практически, так же как и ее сестра Маша, посещает обычный детский сад. А что мешало обратиться с Машей к логопеду, когда ей было 2 – 2,5 года? 

Можно приводить массу примеров, из которых будет ясно, что обращение к логопеду в 1,5-2 года не преступление. Мы же ходим на профилактический осмотр к стоматологу, не для того чтобы полечить зубы, а для того, чтобы удостовериться, что с зубами все в порядке. Так почему бы и детей ясельного возраста не привести к логопеду для того, чтобы просто удостовериться, что с малышом все в полном порядке! 

Всего Вам доброго, любите своих детей!
 Источник http://www.nnmama.ru/index.php

2 комментария:

  1. Здравствуйте, Антонина Васильевна. Примеры очень показательные... И очень схожи с нашей ситуацией. Но... городок маленький, а потому нереально было найти того, кто будет заниматься с малышом. Поэтому старалась своими силами. Нам уже почти пять - через два месяца и, наконец, логопед, к которому я обращалась, берёт нас, но выливается это действительно в сумму. Тем не менее всё равно очень рада, так как то, что могла сама - делала, но требуются знания профессионала. Исходя из своего опыта поиска, пришла к выводу, что действительно очень жаль, что на каждом шагу говорят о том, что речевые проблемы желательно решать как можно раньше, но логопедов, которые бы занимались этой "ранней ступенью" "днём с огнём" не найдёшь... Честно, задаюсь вопросом, почему именно так обстоят дела...

    ОтветитьУдалить
  2. Антонина Васильевна, очень важную тему Вы затронули, привели много примеров. Нужно обращаться, обязательно! Сама знаю несколько показательных случаев, к сожалению, не лучших

    ОтветитьУдалить

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...