среда, 29 апреля 2015 г.

Речевое развитие ребёнка до 1 года — на что родителям обратить внимание

речевое развитиеРебёнок появился на свет, и первое, что мы должны услышать ещё в родильном зале — это КРИК своего малыша. В норме он ясный, не хриплый. Крик — первая врождённая голосовая реакция ребёнка. Крик не зависит ни от пола ребёнка, ни от особенностей языка, который ему предстоит усвоить. От 2 до 5 месяцев — период ГУЛЕНИЯ, названный так по сходству со звуками, которые издают голуби. Это непроизвольное воспроизведение звукокомплексов, своеобразная настройка голоса. Гуление появляется у всех детей всех народов мира одинаково. В норме ребёнок гулит активно, распевая отдельные гласные звуки или слияния звуков: «ааа», «агу», «ака", «угу». Появление гуления не стихийно, оно связано с потребностью эмоционального общения со взрослым, оно доставляет удовольствие самому младенцу. Источник  сайт Норма речи

К 3-месяцам гуление достигает своего максимума. И его характер и продолжительность напрямую зависит от окружения малыша, в первую очередь — от матери! Если она улыбается в ответ, повторяет издаваемые малышом звуки, гуление усиливается, приобретая всё более эмоциональный характер. В противном случае гуление постепенно сходит на нет, затухает.  Вывод: разговаривайте со своим малышом, так вы будете стимулировать его речевое развитие!
В 2,5-3 месяца, а то и раньше, мы можем услышать у нашего малыша первый смех. Он с удовольствием заливисто хохочет, что способствует развитию его речевого дыхания. Также в этом возрасте малыш начинает отвечать улыбкой на ваше обращение, поворачивать голову в сторону источника звука.
К 4 месяцам у ребёнка формируется так называемый «комплекс оживления», когда ребёнок радостно машет ручками и сучит ножками, гулит и смеётся при вашем появлении или обращении к нему.
5-6 месяцев — очень важный этап, будьте внимательны! При нормальном речевом развитии в это время гуление переходит в следующую стадию предречевых вокализаций — ЛЕПЕТ. Он представляет собой сочетание звуков, напоминающих комбинацию согласный + гласный. Эти звукокомплексы пока никак не связаны со смыслом, их довольно много в арсенале ребёнка, есть даже такие звуки, которые отсутствуют в русском языке, например, носовые, гортанные, придыхательные  и т.п. Чем разнообразнее и выразительнее лепет вашего малыша, тем меньше оснований для беспокойства по поводу его дальнейшего речевого развития. Однако у детей с нарушениями слуха лепет либо не появляется, либо затухает на ранней стадии. Помните, если малыш перестал гулить и не начал лепетать, это серьёзный повод для беспокойства. Срочно покажите ребёнка отоларингологу на предмет углубленного обследования состояния слуха.
Лепет — это своего рода «предречь», постепенное начало собственной речи ребёнка. У детей с интеллектуальной недостаточностью лепет появляется значительно позже (в 2-3 года), как механическое воспроизведение слоговых рядов, не соотнесённое с предметами и действиями.
Примерно в 7-8 месяцев при нормальном речевом развитии ребенка начинается период ЛЕПЕТНОГО ДЕКЛАМИРОВАНИЯ. Малыш произносит цепочки слогов с разными интонациями. Постепенно лепет из непроизвольной физиологической реакции переходит к словесной речи — от дознакового общения к знаковому (слову).   И уже к 1 году у ребёнка в словаре будет 10-50 осознанно произносимых лепетных слов: мама, папа, баба, дай, на, пить, ко-ко, би-би, та-та, ав-ав и т.п.
На этом заканчивается подготовительный этап речевого развития вашего малыша и начинается преддошкольный период — от1 года до 3-х лет.

1 комментарий:

  1. Спасибо, Антонина Васильевна. Приму к сведению важную для меня информацию Внученьке уже есть полгода, начинает осознанно лепетать..

    ОтветитьУдалить

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...