суббота, 11 апреля 2015 г.

«Мы играем – звуки получаем»

Предлагаю игровые упражнения по развитию речи детей 5-7 лет на основе фонетической ритмики
Фонетическая ритмика – система специальных упражнений, сочетающая речь и движение, где проговаривание речевого материала (звуков, слогов, текстов) сопровождается движениями (рук, ног, головы, корпуса). Занятия фонетической ритмикой помогут сформировать фонетически правильную речь.
Источник Loqopedia.by
.Работая с детьми, необходимо учитывать закономерности формирования детской психики. Одна из которых – разновременность созревания и развития психических функций.При развитии более поздних в плане формирования психических процессов следует опираться на уже созревшие механизмы и функции. Такой благоприятной почвой для развития речи являются эмоции и движения – значительно более «древние» свойства человеческой психики, нежели речь. Именно они лежат в основе появления и развития речи, и они же наиболее развиты у дошкольников. Следовательно, очень важно, развивающую и коррекционную работу выстраивать в направлении от движения к речи, что с успехом и реализует фонетическая ритмика, сочетающая в себе три компонента – эмоциональный, двигательный и речевой – и, использующая механизм их функционального единства.

Развитие речи и двигательная активность взаимосвязаны. В книге М.М.Кольцовой «Ребенок учится говорить» описан эксперимент, который проводился со здоровыми детьми в возрасте 1 года 2 месяцев. Малышей разделили на две группы. В одной дети свободно передвигались 20 минут каждый день, в другой – все время были в манеже. В обеих группах с крохами ежедневно вели занятия по развитию речи: добиваясь звукоподражаний, логопеды показывали слушателям, как «говорят» корова, собачка. Интересно, что у детей, которые активно двигались, попытки подражать звукам появились на 7-й день, а к 20-му – малыши уже точно воспроизводили эти звуки. Во второй группе попытки к звукоподражанию возникли на 14-й день, но не стали четкими.
Дело в том, что микро движения нашего речевого аппарата, которые мы совершаем, произнося определенный звук, соответствуют определенным макро движениям нашего тела. Значит, движения тела помогают отрабатывать сложнейшие движения речевого аппарата и улучшают произношение, а для детей такие занятия оказываются еще и очень увлекательными и весёлыми. Мобилизуются подражательные способности малышей, ведь они должны повторить движения за взрослым. Но главное – вместе работают слуховая, зрительная и кинестетическая системы, в конечном итоге произношение улучшается (даже когда слова не сопровождаются движениями, звуки произносятся правильно). Надо ли объяснять, как полезно ребенку движение?
В свое время югославскими учеными была разработана система двигательных упражнений (где работают руки, ноги, голова и тело), признанных помогать в формировании правильного произношения.
Вот уже не один десяток лет эта система с успехом используется педагогами специальных школ и детских садов для детей с недостатками слуха и речи. Фонетическая ритмика давно перешагнула рамки работы со слабослышащими детьми. Достоинства этого метода в полной мере оценили логопеды, и фонетическая ритмика заняла прочное место в их практике. Живой интерес к методике проявляют и воспитатели обычных детских садов, и учителя подготовительных и начальных классов.
Суть метода заключается в следующем: детям предлагают для подражания различные виды движений и их комбинации. Движения сочетаются с произнесением звуков, звукосочетаний, слогов, слов с проговариванием фраз и коротких текстов.
Занятия фонетической ритмикой обязательно включают в себя и сплетаются с упражнениями по развитию речевого дыхания, силы голоса, темпа речи, играми, помогающими обрести раскованность и непринужденность. Дети, у которых есть проблемы с произношением, бывают слишком напряжены, они отличаются сверхвозбудимостью или, наоборот, расслабленностью. Такие малыши не могут произносить звуки, которые требуют активного выдоха, не могут произвольно напрягать или расслаблять мышцы речевого аппарата.
Начнем нашу веселую игру с того, что поможем ребенку научиться чередовать расслабление и напряжение.
«Камень превращается в веревочку»
Сначала напрягаем все мускулы тела, а затем расслабляемся.
«Летят уточки»
Прижимаем руки от плеча до локтя к телу, а кистями машем, как крыльями, поднимаясь на носочки на вдохе, опускаясь на выдохе. Потом садимся, как утки на воду, свободно и мягко опустив «крылья».
«Тигр превращается в кошечку»
Дети изображают «коготки тигра» (полусогнутые пальцы должны быть напряжены), а потом распустить их, превратив в мягкие лапки.
«Замерз — согрейся»
Всех участников сковывает мороз, да так, что не пошевелиться, твердеет каждая клеточка. Но наступает весна, и люди «оттаивают».
«Добро сильнее зла»
Первая задача – изобразить, каким бывает лицо у злого колдуна. Для этого надо стиснуть зубы и прищурить глаза. А потом мы заставим чародея подобреть, смягчив и расслабив мускулы своего лица.
«Поза лягушонка»
Сядем на корточки, раздвинув в стороны колени и упершись в пол руками, «выпучим» глаза, растянем закрытый рот. А затем расслабимся.
А теперь, слушаем и говорим правильно.
Следующим этапом является знакомство с гласными звуками.
Хочется отметить, что, работая над формированием звукопроизношения, одновременно проводится работа по развитию фонетического слуха, сюда важно включать задания способствующие различению слогов и звукокомплексов по акустическим характеристикам (громкость, высота, длительность). Используя систему фонетической ритмики, эта работа становится более доступной, понятной и интересной детям. Определение громкости речевых элементов способствует улучшению чувствительности и повышению разборчивости восприятия речи в изменяющихся акустических условиях. Такие умения формируются в игре «Тихо-громко», в способности повторить звукокомплексы типа ау; иа и др. различным по силе голоса, соотнося понятия «далеко — тихо», «близко – громко»… Основой усвоения мелодической стороны речи является умение определять высоту звука и его воспроизведение. Понятия «высокий-низкий» закрепляются с помощью собственных голосовых упражнений (пропевание гласных звуков низким и высоким голосом) по показу и по инструкции (игры «Высоко – низко», «Три медведя», «лестница»). Определение длительности речевых сигналов усваивается в процессе показа движениями руки длительности и краткости услышанных звуков, звукподражаний, изменение скорости произнесения ребенком слогов, слов, фраз. Такие упражнения способствуют словесного о фразового ударения, темпа речи, ее выразительности.
Звук «А».
Дети вытягивают руки вперед, соединив ладони. Произносится гласный «а-а-а..», они плавно разводят руки в стороны ладошками вверх.
Интонация радости.
Звук «О».
Дети соединяют опущенные руки перед собой так, чтобы кончики пальцев касались друг друга. Произнося гласный «о-о-о…», они плавно поднимают руки через стороны вверх и соединяют их в кольцо над головой.
Интонация удивления.
Звук «У».
И.п.: руки согнуты на уровне груди, ладошки повернуты от себя. Произнося гласный «у-у-у…», дети давящим движением выпрямляют руки вперед и вниз.
Интонация угрозы.
Звук «Э».
И.п.: руки опущены. Произнося гласный «э-э-э…», дети плавно сгибают руки в локтях, поднимая кисти до уровня плеч. Локти опущены (поза хирурга), одновременно покачивая головой с укоризненным оттенком.
Интонация укора.
Звук «И».
И.п.: руки согнуты перед грудью, указательные пальцы направлены вверх, остальные сжаты в кулачки. Произнося гласный «и-и-и…», дети встают на носочки, поднимают руки высоко над головой, тянутся вверх.
Интонация удивления и радости.
Звук «Ы».
И.п.: руки согнуты на уровне груди, пальцы сжаты в кулачки, локти направлены в стороны. Произнося гласный «ы-ы-ы…», дети с усилением отводят в стороны согнутые в локтях руки («растягивают пружину»).
Звук «Ы» произносится сердито.
Обычно к 4 — 5 годам произношение практически выправляется, но бывает, что проблема держится намного дольше. Используя упражнения фонетической ритмики, можно помочь ребенку скорее освоить трудные звуки, а затем закрепить достигнутые успехи.
Кроме того, подобные речевые игры способствуют развитию слухового внимания и памяти («Запомни и повтори»), формированию первичного навыка звукового анализа («Угадай, сколько звуков я произнесла. Пропой первый звук; второй.).
Попробуем «приручить неподдающихся» с помощью гимнастики.
Звук «С»
«Надуть шарик»
Поднести к губам пальцы, сжатые в щепотку. Коротко и ритмично произнося «с-с-с…», дети плавно поднимают руки вверх и соединяют их в лицо над головой (имитируют надувание воздушного шарика).
Звук «З».
«Ловля комаров»
Вариант 1.  Произнося звук «з-з-з…», дети имитируют ловлю комаров.
Вариант 2. дети встают парами лицом друг к другу. Руки согнуты в локтях. Малыши касаются ладошками ладоней друг друга. Произнося «з-з-з…», поочередно и ритмично сгибают и разгибают руки с легким нажимом на ладони партнера, совершая движения, похожие на движение педалей. Данное движение можно использовать для проговаривания слогов –за-. –зо-, -зу-, -зы-.
Звук «Ц»
Произнося звук «Ц», дети подносят указательный палец к губам, как бы призывая к тишине.
Звук «Ш».
Вариант1. Произнося «ш-ш-ш…», быстро трут ладошки друг о друга.
Вариант 2. Шарик лопнул.
Дети соединяют руки в кольцо над головой, изображая воздушный шарик. Хлопают в ладоши над головой (шарик лопнул), затем произнося «ш-ш-ш…», медленно и плавно опускают руки и соединяют их в замок на уровне груди (шарик сдулся).
Звук «Ж».
И.п.: руки, сжатые в кулачки, перекрещены перед грудью. Произнося «Ж-ж-ж…», дети совершают быстрые, мелкие, дрожащие движения руками. Повторяют движение с разжатыми пальцами.
Звук «Щ».
«Щетки автомобиля»
И.п.: руки согнуты на уровне груди, локти внизу, ладони от себя. Коротко и многократно произнося звук «Щ», дети ритмично двигают руками вправо-влево, имитируя работу щеток автомобиля..
Звук «Л».
Фонарики.
Произнося «ла-ла-ла», дети вращают кистями рук над головой, делают «фонарики». Это жеиспользуется при произнесении слогов –ло, -лу-, -лы-.
«Неваляшки»
И.п.: ноги на ширине плеч, руки в положении «фонарики». Дети покачиваются влево-вправо,переступая с ноги на ногу и нараспев произносят слоги –ла-, -ла-, -ла-, изменяя высоту голоса на каждый слог. Словно шагая по лестнице вверх и обратно. Упражнение повторяется на слоги –ло-, -лу-, -лы-.
Звук «Р».
«Моторчики»
И.п.: произнося «р-р-р-…», дети делают вибрирующие движения кулачками. Движения быстрые, мелкие, напряженные.

Регулярное проведение речевых занятий с использованием игровых упражнений на основе фонетической ритмики показало, что:
  • У детей активнее развивается общая, мелкая, артикуляционная моторика и координация движений;
  • Улучшается фонематический слух;
  • Нормализуется речевое дыхание;
  • Формируется умение изменять силу и высоту голоса;
  • Улучшается ритмико-интонационная сторона речи;
  • Уточняется артикуляция имеющихся звуков, вызывается по подражанию некоторые из отсутствующих звуков, создается база для успешной постановки звуков, быстрее и успешнее протекает процесс автоматизации звуков;
  • Повышается речевая активность детей.
          Автор  Володина Светлана Александровна

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...