У детей с тяжёлыми нарушениями речи наступление периода пользования грамматическими категориями стойко затягивается, что требует иногда нескольких лет серьёзных логопедических занятий для формирования полноценной речи!
Итак, к 3-м годам ваш малыш с нормальным речевым развитием правильно воспроизводит гласные и все простые согласные звуки [б], [б'], [м], [м'], [п], [п'], [т], [т'], [н], [н'], [к], [к'], [г], [г'], [в], [в'], [ф], [ф'], пользуется простыми распространёнными (из 2-х,3-х, иногда и из 4-х слов) предложениями. В его речи начинают появляться даже сложносочинённые предложения! Наша кроха уже вполне адекватно отвечает на вопросы, сам задаёт их вам, т.е. поддерживает беседу, диалог. Из его речи уходит так называемое физиологическое смягчение, когда практически все согласные звуки произносятся смягчённо.
Ребёнок легко запоминает и рассказывает небольшие стишки. Это период усвоения ребёнком наиболее частотных грамматических категорий и простых предлогов. Тем не менее, в его речи ещё достаточно много грамматических ошибок типа «много карандашов», «копать лопатком» и т.п. Так же допустимыми в этом возрасте являются замены шипящих и свистящих звуков на [т], [т'], [д], [д'].
Однако, если в возрасте 2,5-3 лет ребёнок владеет только набором лепетных слов и никак не соединяет их в предложения — это повод насторожиться! Немедленно проконсультируйтесь с логопедом для определения логопедического заключения и начинайте занятия! Возможно также понадобятся консультации невролога, дефектолога, сурдолога. Не упустите самый сензитивный (восприимчивый, чувствительный) период в развитии вашего малыша!