суббота, 23 мая 2015 г.

Часто родители задают логопеду вопрос «Почему у ребенка возникло нарушение речи?»

Причины речевых нарушений разнообразны и их множество.
Часто ребенку уделяется недостаточно внимания. Как правило, в такой семье очень молодая мама, которая не совсем понимает, что ребенку нужно ежеминутное общение и что с ним нужно заниматься. Ребенок оказывается предоставлен самому себе. Другой вариант: родители целыми днями работают, а ребенок находится на попечении не очень грамотной бабушки. Сюда же можно отнести и воспитание детей родителями, увлекающимися спиртными напитками или наркотическими средствами. Все это называется педагогической запущенностью. Только не воспринимайте, пожалуйста, эту запущенность на свой счет. Но хотелось бы, чтобы вы критически, не кривя душой, оценили обстановку в своей семье.

Осложненной считается картина задержки речевого развития, когда собственно речевой дефект сочетается с рядом негативных факторов в период беременности и родов. Это может быть токсикоз во время беременности, инфекционные заболевания и интоксикации, перенесенные будущей мамой, несовместимость крови матери и плода по резус-фактору или групповой принадлежности. Причиной могут быть и преждевременные роды, «кесарево сечение» (не стоит считать его безвредным для ребенка), затяжные или стремительные роды, асфиксия (недостаточность кислородного снабжения мозга вследствие нарушения дыхания) и т.п. Если что-либо из этого затормозило развитие речевых центров в коре головного мозга, речевое развитие ребенка задерживается. Если же речевое развитие происходит в срок, то эти причины не способствуют достаточной подвижности языка для чистого звукопроизношения.
Негативным для развития речи ребенка являются частые болезни, инфекции, травмы, аллергии, желудочно-кишечные заболевания в раннем периоде развития ребенка. Не последнюю роль в речевых дефектах играет наследственный фактор. Причиной нарушений речи может быть и снижение слуха, а так же неправильный прикус, различные врожденные или возникшие в результате травм расщелины неба, губ, деформации зубов. Сюда же относится и когда верхняя или нижняя челюсти заметно выдаются вперед. Еще одна видимая причина - короткая подъязычная уздечка. Если уздечка укорочена, движения языка ограниченны. Ребенок с очень короткой уздечкой порой не может даже поднять язык вверх. Следовательно, звукопроизношение нарушается.
Скорее всего, вашему ребенку потребуется провести обследования, которые назначит невропатолог, отоларинголог, а также получить консультацию у ортодонта. И только после всего этого можно установить причину нарушения речи.

Признаки нарушения речевого развития ребенка.
Будьте внимательны! Признаки нарушения речевого развития очевидны, если: 
- К концу 1-го месяца ребенок никогда не кричит перед кормлением.
- К концу 4-го месяца он не улыбается, когда с ним разговаривают, не гулит.
- К концу 5-го месяца не пытается, находясь на руках у матери, отыскивать
взглядом те предметы и тех людей, которых она называет, не прислушивается к
звука, музыке.
- К 7 месяцам не узнает голоса близких, не может правильно реагировать на интонации, не отдает предпочтение мелодичным погремушкам.
- К концу 9-го месяца у него нет лепета и он не может повторять за взрослым различные звукосочетания и слоги, одражая интонации говорящего.
- К концу 10-го месяца не машет головой в знак отрицания либо ручкой в знак прощания.
- К году он не может произнести ни слова, не может выполнить простейшие просьбы ("покажи", "принеси"), не способен адекватно реагировать на похвалу и на замечания по поводу неправильного поведения.
- К 1 году 4 месяца он не может адекватно ситуации употреблять слова "мама" и "папа".
- К 1 году 9 месяцам не может произнести 6 осмысленных слов.
- К 2 годам ребенок не может показать части тела, которые ему называет взрослый, не выполняет сложные просьбы "Сходи на кухню и принеси чашку", не узнает близких на фотографиях.
- К 2,5 годам не понимает разницу между словами "большой" и "маленький".
- К 3 годам не понимает короткие стихи, рассказы, сказки, не пытается их пересказать, не может показать, какая линия самая длинная, не может ответить на вопрос, как его имя и фамилия.


- В 4 года не знает названия цветов, не считает в пределах пяти, не слушает длинные сказки, не может рассказать ни одного стихотворения.

4 комментария:

  1. Спасибо, Антонина Васильевна, за полезную информацию.

    ОтветитьУдалить
  2. Спасибо, Антонина Васильевна, очень полезный материал, лично меня он очень заинтересовал)))

    ОтветитьУдалить
  3. Антонина Васильевна, вот такого раннего внимания к развитию речи (с 1 месяца) еще нигде не встречала. Очень полезный материал!

    ОтветитьУдалить
  4. Уважаемые, коллеги.Спасибо за позитивный отклик, рада, что этот материал Вас заинтересовал.

    ОтветитьУдалить

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...