воскресенье, 7 июня 2015 г.

Изучаем грамоту в младшем дошкольном возрасте


В возрасте 4-5 лет начинается знакомство детей со звуками, словом и предложением. Объясните малышу, что наша речь состоит из звуков, звуки собираются в слоги, слоги в слова, а слова в предложения. Слова могут обозначать названия предметов, действия и признаки. Слова имеют протяжённость. Предложите малышу стать исследователем и измерителем слов. Для этого соедините ладошки вместе. Когда произносится слово, ладошки расходятся в разные стороны. Как только звуки прекращаются – ладошки останавливаются. 


 Так ребёнок визуально может различить длину слов, например: МАК и САМОЛЁТ. Измеряйте всё, что видите, вернее любые слова, какие хотите, и повторяйте: “Это слово длинное, это слово короткое, а это очень длинное”.
Ребёнок скоро поймёт, что слов очень много и они разные. Есть игра с мячом, когда перебрасывая друг другу надо называть тёплые слова, добрые слова, страшные, зелёные, колючие и т.д. Это увлекательное упражнение развивает мышление и творческие способности малыша. Используйте художественное слово:
Мяч – это слово весёлое.
Кирпич – безусловно, тяжёлое.
Корова – слово рогатое.
А слово Арбуз – полосатое.
Сладкое слово – Мороженное!
Друг – это слово надёжное.
“Ты уже знаешь, что слова бывают разные, а ещё они умеют дружить, и когда они собираются вместе, получается предложение.” После таких слов можно составлять разные предложения. Покажите ребёнку мячик и спросите: “Что это?” (Мячик), “Что он делает?” (Катится) “Мячик катится. Ты сказал два слова, первое – мячик, второе – катится. Слова «Мячик и Катится» подружились и получилось предложение”. Для составления предложений можно использовать любые предметы или карточки. Сложите карточки в красивую коробку или мешочек, пусть ребёнок достаёт из коробки карточку с изображением предмета, называет его и добавляет одно слово (действие или качество). Спросите: “Сколько слов ты сейчас сказал?” Если ребёнок затрудняется в ответе, можно использовать фишки, пуговицы или счётные палочки и при произнесении каждого слова выкладывать фишку на стол. Процесс визуализации поможет ребёнку разобраться и с легкостью составлять предложения. Героями предложений могут становиться и взрослые и сам ребёнок. Это интересное и очень полезное занятие, без освоения которого не возможно успешное освоение грамоты в дальнейшем. Не спешите и радуйтесь даже маленьким успехам малыша, ведь он открывает для себя неизведанный и сложный мир звуков, слов и предложений. Удачи!

2 комментария:

  1. Спасибо за Вашу советы. Очень важно радоваться вместе с ребенком его достижениями

    ОтветитьУдалить
  2. Безусловно, это очень важно.И обязательно поощрять,что станет лучшим стимулом для развития дальнейших успехов в обучении и воспитании ребёнка.

    ОтветитьУдалить

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...