суббота, 25 июля 2015 г.

Предречевой период – показатель того, как будет развиваться речь ребёнка.

Самая первая речевая активность появляется у ребенка сразу же при рождении - это крик. Первый крик ребёнка после рождения – важная характеристика его здоровья и одно из первых проявлений доречевого развития. Конечно, он возникает неосознанно и вызван резким изменением окружающей среды, а не желанием пообщаться,  но тем не менее во время крика уже вовсю работают голосовые связки и дыхательная система. Крик каждого ребенка индивидуален, но логопеды считают, что
он не должен быть хриплым, сдавленным, чересчур пискливым или слишком тихим. Важная функция предречевого периода – грудное кормление.
 Мама должна обратить внимание, как ребёнок берёт грудь, активно ли сосёт молоко, фиксирует ли на маме взгляд, начинает ли улыбаться с 2 месяцев? Если этого не происходит – есть повод обратиться к врачу. В 2-4 месяца малыш пытается произносит короткие звуки – появляется  гуканье, потом  гуление. Если к 5-6 месяцам гуление не развивается и утихает, это свидетельствует о нарушениях, которые могут привести к речевым патологиям. Родители не всегда знают, какие признаки указывают на отклонения в развитии ребёнка, или не замечают их. Для профилактики нужно посетить детского невролога в 3, 6, 9 и 12 месяцев. Проблемы с речью влекут за собой коммуникативные нарушения. Их поможет откорректировать детский психиатр, но некоторые родители избегают показывать ребёнка этому специалисту. Если у малыша проблемы с речью, значит у него есть нарушения и других функций высшей нервной деятельности. Развитие речи взаимосвязано с развитием внимания, памяти, психомоторной координации, гнозиса (способность распознавать на ощупь поверхность материала), праксиса (целенаправленная двигательная активность).
Главное на данном этапе - эмоциональное общение крохи с взрослым, в особенности с мамой. 

Предлагаю несложные практические упражнения:

1. Вызывайте зрительное и слуховое сосредоточение
Мамино лицо - любимый объект наблюдения новорожденного. Возьмите кроху на руки и дайте ему возможность как следует рассмотреть вас.
Учите малыша всматриваться в предметы (можно раскачивать или потряхивать яркую игрушку - лучше, если она будет из нескольких контрастных цветов), при этом называя их.
При общении с младенцем задавайте простые вопросы и отвечайте сами на них, например: «Хорошая Танечка? Хорошая Танечка!»

2. Делайте легкий массаж губ
Нежно поглаживайте, постукивайте губы малыша, пассивно открывайте и закрывайте маленький ротик. Все движения должны быть плавными и легкими!
3. Учите речевому вниманию (с 2 месяцев)
Разговаривая с ребенком, медленно обходите его кровать, стараясь сделать так, чтобы он следил за вами глазами, а позже - поворачивал голову. Активно пользуйтесь мимикой и интонацией и старайтесь, чтобы при этом ребенок видел ваше лицо.

4. Разговаривайте!
Ваша речь должна быть медленной и четкой, ласковой и певучей, но без лишнего сюсюканья. Достаточно того, что предложения будут короткими, а слова - простыми.
Во время «режимных» моментов (кормления, купания, переодевания и т. п.) проговаривайте то, что делаете, даже если вам кажется, что кроха вас не слушает и не понимает. Уже давно не вызывает сомнения следующий факт: дети, чьи мамы активно общались с ними с самого рождения, начинают говорить быстрее своих сверстников.

5. Побуждайте к зрительному контакту
К 3-4 месяцам вы заметите, что при вашем появлении малыш начинает активно двигать ручками и ножками, поворачивает голову, улыбается и гулит. Психологи называют это комплексом оживления. На этом этапе с уверенностью можно сказать, что кроха общается с вами и рад этому!
Окликайте малыша из разных мест комнаты, привлекая его внимание, при этом чередуйте шепот с громкой речью.
Многократно повторяйте имя ребенка при общении с ним, делайте это в различных вариациях: «Саша, Сашенька, Сашуля».

6. Стимулируйте гуление
Характер и продолжительность гуления зависят от вашей реакции: показывайте, как вы рады общению, повторяйте вслед за малышом незатейливые комбинации звуков - и вы заметите, что гуление усилится и приобретет более эмоциональный характер.
Взяв малыша на руки, привлеките внимание к своему лицу (для этого можно пощелкать языком, поцокать или просто поцеловать кроху). Когда он остановит на вас взгляд, произносите звуки «гу», «агы», «агу».
Во время «переклички» с ребенком сначала повторяйте те звуки, что он говорит, а затем добавляйте новые («ба», «па», «ма», «да»).

7. Развивайте речевое внимание
Побуждайте ребенка искать источник звука (используйте детские музыкальные инструменты, игрушки). Спрашивайте: «Где машинка?», а после того, как ребенок повернет голову в нужную сторону, отвечайте: «Вот машинка!»
Произносите короткие рифмованные строки, изменяя интонацию, темп произнесения слов и громкость голоса (подойдут простейшие детские стихи и потешки)
По материалам сайта  Forsmallbaby.ru


4 комментария:

  1. Антонина Васильевна, добрый день! Нужно будет обязательно презентовать Ваш блог на родительских собраниях в сентябре, - просто копилка таких важных полезных рекомендаций!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Мы всегда рады поделиться своими знаниями , опытом и наработками. Наши блоги на родительских собраниях нужно презентовать, тут я с Вами, Ольга Анатольевна, полностью согласна.

      Удалить
  2. Здравствуйте, Антонина Борисовна. Спасибо за материал, всегда внимательно слежу за публикациями о развитии малышей Вчера внученьке исполнилось 9 месяцев, как бы чего важного не упустить. Я то "мастер" все больше по "старшеньким"

    ОтветитьУдалить
  3. Анна Борисовна, Ваша внученька пусть растёт умненькой, здоровенькой девочкой на радость бабушке. Как раз следующий пост в блоге будет посвящён развитию речи от 9 месяцев до года, это период, когда ребёнок делает свои первые шаги и, примерно, в это же время у него появляется первое слово.

    ОтветитьУдалить

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...