вторник, 4 августа 2015 г.

Речевое развитие ребенка в 9 месяцев

На девятом месяце у ребёнка интенсивно развивается речь. Некоторые лепетные речевые конструкции начи­нают приобретать осознанность. «Ма-ма, ма-ма! Ба-ба!», - лепечет кроха, увидев маму или бабушку. Но, конечно, так ведут себя малыши, с которыми занимаются.
На девятом месяце ребенок с любопытством реагирует на все новое в окружающем пространстве. В этом возрасте его следует учить сосредотачиваться, например, наблюдать за чем-нибудь или выполнять какие-либо предметные действия вместе со взрослыми. Малышу, наряду с моторными, необходимы и спокойные игры: он с удовольствием сидит на ковре или в креслице за столиком и манипулирует коробочкой, в которой что-то перекатывается и гремит. Поначалу такие занятия должны длиться около 2-3 мин. Благодаря им, начинает формироваться устойчивость и концентрация внимания, а в ориентир поведении появляется новое качество - избирательность.
Сосредоточение на предметных играх - золотые минуты активного бодрствования малыша. Здесь как и раньше, необходим «режим тишины», который был важен и в речевой практике, когда ребенок, «манипулируя» звуками, составлял лепетные цепочки». И теперь, в минуты наивысшей заинтересованности, оперируя предметами (игрушками), ребенок начинает лепетать, интонационно передавая свое настроение. Это еще раз подтверждает, что развитие речи и действия рук у детей тесно связаны между собой и должны сочетаться в практике воспитания.
На 9 месяце в предметных играх появляется новое: малыш играет уже не с 1-2 предметами, а с несколькими, знакомясь с «прямыми» и «обратными» действиями. Например, складывание в мисочку или снятие колец со стержня пирамидки - и их разбрасывание и т.п. Как правило, «созидающая» сторона - взрослый, «разрушающая ребенок: мама собирает башенку из кубиков - малыш ее ломает; взрослый нанизывает колечки - кроха их раскидывает и т.п.
Эти действия малыша позволяют понять, насколько дидактические игрушки необходимы и полезны для него. Теперь имеет смысл предлагать ребенку наборы, состоящие из некоторого множества предметов. Например, кубики в тележке, колпачки- вкладыши, стопка цветных пластиковых тарелок, матрешка из 3-4 вложенных одна в другую фигурок и т.п.
Малыш перебирает эти игрушки, что способствует развитию мелкой моторики пальчиков и формированию элементарных обобщений: например, блюдечко и еще блюдечко - «блюдечки»; кубик, кубик и еще один кубик - «кубики» и т.п. Через некоторое время кроха начнет находить предметы по названию, независимо от их цвета, величины и местонахождения. Это является началом развития понятийного мышления и речи.
Есть другой класс предметов-игрушек, которые необходимы 9-месячному ребенку. Это сюжетные игрушки: кукла, слоник, обезьянка, мишка и т.п.
Обратите внимание, все эти игрушки для малышей должны быть стилизованы, т.е. представлены не в реалистичном, а в сказочном, фантастическом образе: свинка в шапочке и фартучке, слоник в жилетке и штанишках, обезьянка в юбочке и т.п. Это способствует формированию речевых навыков.
Важно показывать ребенку не только действия с неодушевлен­ными предметами (кубики, шарики, кольца, матрешки и пр.), но объекты, имитирующие человека, демонстрирующие действия живых существ (ходит, смотрит, ест, разговаривает и т.п.).
С такими игрушками кроха начинает играть по-другому. По­кажите, что в ответ на ласковое обращение кошечка «повиляла» хвостиком, ее надо приласкать, нежно погладить. Кису нельзя обижать, таскать за уши, трепать за хвост, потому что «она живая и ей больно; киска обидится, уйдет и не будет с нами играть».
С образными игрушками можно разговаривать, выражать свое отношение к тому или иному персонажу. Главное, следует показать малышу, что с киской, зайкой нельзя играть, как с кубиками, колечками и пр. Они требуют заботы, внимания: их можно кормить, поить, покачать, завернуть в пеленку. Образная игрушка располагает к разговору, к проигрыванию какого-нибудь простого сюжета. Такой характер взаимодействия необходим для развития речи малыша в виде диалога, т.е. умения разговаривать с кем-то. Конечно беседа со взрослым для ребенка еще не доступна, но слушая, как мама говорит с игрушками, малыш уже получает опыт общения. Вот почему ребенку следует показывать простые сценки с образными игрушками: киске завязали бантик, зайку завернули в пеленку и покачали, куклу-голыша взяли купаться с собой в ванну и т.п. Очень важно все действия с образной игрушкой сопровождать речью, иногда выступая от лица персонажа. При этом, отвечая за куклу, нужно изменять голос, имитируя диалог. И, конечно, рекомендуется включать в речь звукоподражания («му-му», «ав-ав», «мяу-мяу», «ме-ме», «пи-пи» и др.).

Общие задачи развития, стоящие перед родителями на 9 месяце жизни ребенка:

  • продолжать познавательное развитие на эмоционально-чувственной, ориентировочной основе;
  • обогащать ознакомительную игру с предметами и игрушками;
  • побуждать ребенка вступать в контакт со взрослым при совместных действиях (играх) с предметами и игрушками;
  • обогащать эмоциональный мир ребенка показом образных игрушек и демонстрацией простых сценок (игрушки поют, танцуют, прячутся и т.п.);        
  • проводить показы с образными игрушками, разыгрывая не только понятные малышу сюжеты, но и делая его участником этого мини-спектакля. Например, предложить погладить кошечку, покатать собачку в тележке и т.д.
Конечно, игра проходит вместе со взрослым и при его направляющем участии.

Задачи, направленные на развитие речевых навыков ребенка:
  • Продолжать учить пониманию обращения к ребенку по имени.
  • Развивать у малыша понимание обращенной к нему речи, побуждая его:находить названный предмет, независимо от его местонахождения;находить знакомый предмет в ответ на вопрос «где?», выбирая из двух-трех стоящих рядом;правильно воспринимать пояснения взрослого в режимных моментах (умывание, прием пищи, подготовка ко сну и т.д.);способствовать дальнейшему развитию лепета.
  •  Продолжать развивать активную речь, побуж­дая к подражанию на основе уже имеющихся в лепете фонем родного языка - звуков, слогов.
  •  Разучивать игровые движения, показывать их по просьбе взрослого: хлопки в ладоши, вращение кистями рук («фонарики»), условные действия пальчиками («но-но!» - погрозить пальчиком) «до свидания» - помахать ладошкой; «иди-иди» - приглашающее движение кистями).
  •  Пополнять речевое общение новым фольклорными произведениями для маленьких, в которых звучат знакомые ребенку фонемы, находящиеся под ударением.

Примерная ситуация речевого общения
Мама должна продолжать расширять социальные контакты ребенка, ставя его в разные ситуации общения.
Ранее были «разыграны» сценки (по договоренности с домашними) на понимание речевых конструкций: «На! На! Возьми!» (перехватывание какого-либо предмета из рук взрослого); «Дай! Дай! Пожалуйста!» (передача какого-либо предмета из рук ребенка взрослому). На 9 месяце малыша следует познакомить с ситуациями встречи и прощания на основе принятых в социуме словесных приветствий и условных «Здравствуй!» (пожатие руки) - «До свидания (взмах ладони вслед уходящему). Язык жестов помогает ребенку понимать и запоминать их словесное обозначение.
«Здравствуй» - «До свидания»
Задачи
Создать игровую ситуацию, позволяющую познакомить малыша с поведением людей при встрече и прощании. Побуждать кроху общаться с домашними, воспитать любовь и интерес к ним ребенку. Помочь овладеть пониманием речевых конструкций («Здравствуй! Дай ручку»; «До свидания», «Помаши ручкой!») и их жестовым обозначением, на данном этапе заменяющее активную речь малыша. Обогащать эмоциональное общение взрослого с ребенком, находя интересные поводы речевого контакта.
Материал
Платок (50x50).
Содержание
Вариант 1. Мама заранее договаривается со всеми членами семьи об игровом взаимодействии с ребенком. Берет малыша на руки.
Первое посещение бабушки: «Здравствуй бабушка» (мама говорит отчетливо и медленно).
Бабушка ласково встречает ребенка: «Здравствуй» (берет ребенка за ручку, делает « рукопожатие») и продолжает: «Дай ручку! Здравствуй!»
Эту сценку следует провести неторопливо, соединив приветствие с рукопожатием, пролонгируя (растягивая во времени) слова и действие.
Затем берет платок за уголки и скрыв скрывает себя, подняв ткань между собой и ребенком, опускает платок и весело говорит: «Здравствуй! Дай ручку! Здравствуй!» («Рукопожатие»). Этот игровой момент повторяется 3-4 раза.
«Давай с бабушкой попрощаемся. До свидания, бабушка!» Мама берет ручку ребенка и машет (пассивное движение): «До свидания! Пока!» С ребенком на руках отступает назад, повторяя слова и жесты прощания.
Мама с малышом идут к дедушке (тете, сестре, папе и др.); сценарий игры-занятия повторяется. Разница в том, что взрослый может скрываться не за платок, а за открытую створку шкафа, за развернутую газету, раскрытый журнал, ширму, занавес и др.
Вариант 2. Игру-занятие проводят на улице двое взрослых, договорившиеся о ходе игровых действий. Желательно выбрать какой-то высокий объект на детской площадке (беседка, горка, игровой домик и др.), который можно обойти по кругу.
Мама берет ребенка на руки и идет вокруг беседки. Навстречу им движется второй взрослый. Встретившись, они разыгрывают сценку встречи: «Здравствуйте!» (протягивают друг другу руки для рукопожатия). Второй взрослый здоровается с ребенком, называет его по имени, просит дать ручку. Затем, немного поговорив, взрослые расходятся, разыгрывая сценку прощания: «До свидания! Пока!» Мама делает прощальный жест рукой малыша (пассивное движение).
Взрослые обходят беседку навстречу друг другу и вновь встречаются. Вторая встреча проходит еще более эмоционально, чем первая. Весь ритуал встречи и прощания повторяется 3-4 раза и сопровождается соответствующими словами и жестами. Такие игровые действия следует повторять в течение некоторого времени.
Очень скоро при словах «Здравствуйте, здравствуйте!» малыш будет протягивать ручку и наклонять головку, а при словах «До свидания! Пока!» делать прощальное помахивание ладошкой. Это говорит о том, что кроха понимает не только слова взрослых, но и их связь с действиями.
Примечание
После первого эпизода игрового общения следует практиковать в повседневной жизни ребенка приветствие и прощание по описанной выше схеме со всеми знакомыми и незнакомыми людьми.
Примерное речевое занятие
Задачи
Продолжать использование речевой переклички на основе произносимых ребенком слогов: «ма», «ба», «га», «ди», «да» и др. Связать употребление слога «ба» с введением лепетного слова «баба» (бабушка).
Материал
Мягкая игрушка - собачка (30-40 см) или перчаточная кукла в виде собачки.
Содержание
Мама сажает перед собой малыша в креслице так, чтобы он хорошо видел артикуляцию произносимых ею речевых звуков и слов. Взрослый настраивает кроху на игру-занятие, старается вызвать у него лепет, прислушивается к издаваемым ребенком звукам и слогам и начинает их копировать, повторяя за малышом произнесенные им звуки.
Так взрослый «учит» малыша вступать в перекличку на основе подражания.
После того как первое речевое взаимодействие состоится, мама меняет ситуацию. Теперь она задает тон: произносит знакомый ребенку слог, например «ба-ба-ба», и ждет ответной реакции. Как правило, малыш начинает за ней повторять «ба-ба-ба!» Мама приветствует инициативу малыша и еще раз повторяет: «Ба-ба», - а затем произносит этот слог как слово: «Баба».
Если у ребенка есть бабушка, то мама зовет: «Баба! Баба!» При слове «баба» появляется бабушка малыша. «Баба, иди к нам! Где баба?» - спрашивает мама и продолжает: «Вот баба!» - показывает на бабушку.
Такой речевой пассаж следует провести не один раз, тогда к первому году дитя будет сознательно употреблять это лепетное слово.
Примечание
Аналогичная ситуация разыгрывается со слогами «ма-ма», «па-па», «де-да», «дя-дя» и др.
В развитии речевых навыков во второй половине младенчества начинают играть особую роль организованные наблюдения, т.е. заранее продуманные и запланированные взрослым. Такие моменты созерцания обогащают малыша впечатлениями и сопровождаются речью, пояснениями: мама называет рассматриваемые крохой объекты и проговаривает действия, совершаемые по отношению к ним. Это развивает умственную активность малыша и расширяет понимание обращенной к нему речи взрослого. Содержание наблюдений во многом зависит от того, где живет ребенок, что его окружает. Если семья живет в деревне, то малышу следует показать домашних животных, растения (цветы, овощи, фрукты). В городе кроха видит машины, уборочную технику, птиц и др.
Занятие «Наблюдение стайки голубей»
Задачи:
Обратить внимание ребенка на птиц, их внешние особенности - имеют крылья, клюв; повадки - летают, машут крылья, ходят, клюют крошки и пр.
Обогащать малыша впечатлениями. Использовать фольклор для маленьких.
Содержание
Мама заранее выбирает место для наблюдения - площадку, на которую слетаются птицы. Она берет с собой зернышки, крошки хлеба и др. для кормления птиц на улице.
Взрослый привлекает птиц, разбрасывая корм. Когда они слетятся, мама берет малыша на руки, чтобы он лучше видел их сверху. В первый момент она делает пояснения, давая возможность ребенку погрузиться в наблюдение. Через некоторое время она начинает комментировать наблюдаемую ситуацию: «Птички! Гули-гули! Клюют зернышки: «Клю-клю! Клю-клю!» Если есть возможность садить кроху в коляску, взрослый вводит условные движения, сочетая их со словами: «Гули машут крылышками» (разводит ручки ребенка в и опускает - поднимает их вверх-вниз). «Гули клюют зернышки» (мама указательным пальчиком правой руки малыша стучит по его левой ладони), «Гули летают! Гули ходят!»
Взрослый просит малыша позвать «гулей»: Гули! Гули-гули!». Это ребенку 9 месяцев доступно, поэтому мама побуждает малютку к активному звукоподражанию.
Продолжая «угощение» птиц, взрослый вводит фольклорный текст, в котором звучит знакомое ребенку слово «гули»:
«Гули-гуленьки!
Прилетали к Юленьке,
Гули-гуленьки!
Прилетали к Оленьке,
Прилетали к Поленьке,
Прилетали к Коленьке!
Гули-гуленьки!
Прилетали к Машеньке,
Прилетали к Дашеньке,
Прилетали к Мишеньке!
Гули к деткам прилетали,
Гули громко ворковали!
Гули-гуль! Гули-гуль!»
В последующих наблюдениях птиц мама старается, чтобы малыш активно реагировал на их появление. Желательно ввести в активное произношение словосочетание «гули», «гуль», «гуленьки гуль».

Схема игрового показа стихотворения «Села птичка на окошко»

Движения бумажной птички в руках первого взрослого   
Взрослый читает стихи, показывает птичку   
Действия второго взрослого, который держит на руках малыша
Птичка летает и опускается перед ребенком 
«Села птичка на окошко
Делает хлопки ладошками ребенка
Птичка сидит перед ребенком
Посиди у нас немножко
Кладет руки ребенка на колени ладонями вниз
Птичка «ходит» перед ребенком
Посиди, не улетай
 Делает хлопок ручками и опускает на колени, ладонями вниз.
Птичка взлетает 
Улетела птичка... 
Поднимает и разводит руки ладонями вверх
Птичка исчезает  
 Ай!» 
  Резко поднимает руки вверх, над головой

Примерный игровой показ «Села птичка на окошко»
Задачи
Разыграть стихотворение А. Барто «Села птичка на окошко». Развивать понимание речи взрослого, сопровождаемой показом. Разучить с малышом условные движения ручками: хлопки, опускание ладоней вниз и вновь хлопок, разведение ладоней в стороны, взмахивание вверх (при междометии «Ай!»). Побуждать малыша, по ходу чтения стихотворения, вслед за взрослым произносить: «Ай!»
Материал
Сделать из двух листов бумаги «птичку». На первом листочке выполнить абрис птички без крыльев; из второго - сделать крылышки: свернуть листочек пополам, вырезать треугольнички, соединенные внизу сгибом листа. Расправив «крылышки», приклеить их снизу брюшка птички. В середине спинки птички укрепить (прошить) ниточку. В игре-занятии участвует двое взрослых.
Содержание
Мама держа «птичку» за ниточку, размахивает ею - показывает, как птичка «летает». Она несколько раз повторяет слово «птичка» и звукоподражание: «Пи-пи-пи!» Начинает неторопливо читать стихотворение. Второй взрослый держит на руках малыша и выполняет его руками движения синхронно с текстом. Он показывает «Ладушки», «Здравствуй - До свидания! Пока!», «Ля-ля!» (хлопки под музыку) и др.
Взрослые 2-3 раза повторяют игровые действия и жесты ручками ребенка под стихотворные строки.
Примерная игра-занятие на развитие действий с предметами «Кубики в тележке»
Задачи
Развивать активное подражание действиям взрослого. Учить выполнять 2-3 взаимосвязанных действия (например, выбрать предмет и манипулировать им, отложить его в сторону). Развивать мелкую моторику рук.
Материал
Тележка (40x50), наполненная некрашеными деревянными кубиками, брусочками, призмами небольшого размера (строительный набор).
Содержание
Взрослый выкатывает тележку на середину комнаты. Мама берет один предмет из тележки и манипулирует им, перекладывает из руки в руку, берет второй, стучит предметом о предмет, откладывает их в сторону. Свои действия он сопровождает словами: «Кубик! Кубик! Тук-тук Когда малыш возьмет кубик, мама пытаясь держать игрушку в руке ребенка, учит перехватывать ее из руки в руку, стучит кубиком о кубик.
Если взрослый убирает предметы в тележку, а малыш начинает их извлекать, можно использовать этот момент для организации совместных действий: мама складывает предметы на тележку, предоставляя ребенку возможность вынимать их.
Постепенно взрослый ведет ребенка от перекладывания предмета из руки в руку к более сложным действиям: учит устанавливать куб на куб, призму на куб или прикладывать один куб к другому.
Уважаемые родители, если Вы будете уделять внимание развитию речи у малыша с раннего возраста, вовремя выявлять возможное отставание в формировании речи, Вы сможете предупредить возникновение стойких нарушений, трудно поддающихся коррекции.
По материалам сайта «Журнал Мама и Малыш»


3 комментария:

  1. С большим интересом прочитала три поста за 16 и 25 июля, 4 августа. Искренне благодарю Вас, Антонина Васильевна, за интересный, полезный и нужный материал по развитию речи, начиная от рождения. Казалось бы, достаточно мне все знакомо и весь этот возрастной этап мы прошли с ребенком, но прочитав, сделала для себя вывод - не на все моменты обращала внимание, о чем сожалею. Надеюсь, что этот материал будет востребован и принесет пользу молодым родителям.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лариса, я рада, что эта тема для Вас интересна. Ваш позитивный отклик создает стимул к действию. Предлагаю почитать следующий пост в блоге, который будет посвящён развитию речи от года. Желаю успехов .

      Удалить
    2. Этот комментарий был удален автором.

      Удалить

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...