понедельник, 28 сентября 2015 г.

Ситуации успеха на занятиях по коррекции речи

Сегодня  я  предлагаю   рассмотреть  понятие  "успех"    с  точки  зрения  логопеда, коррекционного  педагога,  исправляющего  нарушения  речи  дошкольника.  Не  секрет,  что  всё  меньше  становится  детей,  которые  без проблем,    успешно    к  5 годам  приходят  к чистой  речи.  И  увеличивать  их  количество - это  одна  из  составляющих  работы  всего педагогического  коллектива  совместно  с  родителями. Но  сегодня  подробнее  остановлюсь  на  создании ситуации  успеха  для  детей,  занимающихся  в  старшем  дошкольном  возрасте  в логопедической группе. Мы исправляем  нарушенное  звукопроизношение, корректируем   фонематический  слух  и звуко-слоговую  наполняемость  -  и  это  порой  длительная,  не         всегда  легкая  деятельность  для  ребёнка. 



Успех для  дошкольника  в  этом  случае понимаю как переживание состояния радости, удовлетворения от того, что результат, к которому  мы  стремились, совпал с ожиданиями, надеждами - мы  приходим  к  грамотной,  разборчивой, выразительной речи.  Но  как сделать  успешным  то состояние, которое он испытывает  "в  процессе", на  пути  к хорошему результату. Если понятие «успех» принято понимать как результат, то под «ситуацией успеха» понимается сочетание условий, которые его обеспечивают. Как  создать  ситуацию  успеха  для  дошкольников, речь  которых  нуждается  в коррекции?  Назову  некоторые  моменты,  помогающие  мне это  сделать:
 - игровые  и  развивающие задания  для  детей подбираю такой степени сложности, чтобы они соответствовали возможностям. Иначе возникает либо состояние скуки, так  как задания чрезмерно легки, либо состояние тревожности, так как сложность заданий превышает  актуальный уровень развития  способностей.
 -  искренне  хвалю  его  даже  за  скромный  (проме-            жуточный)  успех;
- использую  поощрение  так,  чтобы  недостаток  который  мы  исправляем -  выглядел  исправимым,
  а  дело,  которым  я  хочу  его  увлечь -  выполнимым;
-ребёнку  должно  быть интересно  выполнять  то,  что  от  него  требуется  на  данном  этапе;
 - в игровых заданиях, речевом  материале принцип дидактики сочетаю с занимательностью, шуткой, юмором  -  подбираю  соответствующие  по  содержанию и  настроению стихи, потешки, скороговорки.
  Известно, что  игры стимулируют все виды активности, самостоятельности, творчества. Приведу  такой  пример. На  этапе   закрепления  поставленного  звука в связной речи провожу  игры с  деформированным предложением  "Исправь   ошибку".  Предлагаю  и вам  найти  и  исправить  ошибки  -  речевой  материал конечно -  "для   взрослых".

·          Одна голова – хорошо, а две – некрасиво (Лучше).
·         Не откладывай на завтра то, что можно сделать послезавтра (Сегодня).
·         Пришел, увидел, купил (Победил).
·         У каждого своя голова на шее (Плечах).
·         Мало хотеть – надо клянчить (Уметь).
·         Землю красит солнце, а человека – парикмахер (Труд).
·         Бесплатный сыр бывает только у мышки ловкой (В мышеловке).
·         Испокон века телевизор (Книга) растит человека.

   Не все  дети одновременно усваивают  материал  занятий, правила игр, поэтому помогаю  затрудняющимся  в процессе игровой ситуации, но эта помощь должна быть по возможности скрытой от других. У всех  должно создаваться впечатление равноценности их участия в игре. Ребёнку можно помочь, если упростить материал игры, сократить объём мыслительных операций, напомнить последовательность выполнения задания. Упрощение содержания работы  позволяет им не чувствовать себя ущемлёнными, играть наравне с другими, не терять интереса. Для того чтобы интерес к игре не снижался, её можно модифицировать за счёт замены оборудования или введения новых правил.

Вы  легко  назовёте  сейчас  игры, которые помогают ребенку развивать мелкую моторику. Это и пазлы, и шнуровки, и конструктор, и мозаика, и природный  материал.  Хорошим  тренажёром  может  стать  обыкновенный  шестигранный  карандаш.
 Пальчиковая  гимнастика с  карандашом.
  Предлагаю  вам,  коллеги,  взять  карандаши  и  присоединиться  к игре:
" Гладит карандаш  ладошки, поиграем  с  ним  немножко":
- перетирание  в ладонях;
- пальчики здороваются  ( правая, левая рука, одновременно)
- сгибание щепоти с карандашом;
- сжимание руки в кулак  -  карандаш между   указательным-мизинцем   и    средним-безымянным;
- встряхнуть  кистями.
 Можно  выполнять  под  счет,  под  музыку, координировать движения  и речь  (проговаривать слоги  или  слова с  закрепляемым  звуком)
Плюсы  этого  комплекса - доступность  предмета /карандаша/, задействованность  в упражнениях менее нагружаемых в повседневной  жизни  пальчиков - безымянного  и  мизинчика.
Игра  с буквами: угадай  на ощупь.
В эти игры можно поиграть  взрослым. В  игре  использую  обычные  пластмассовые  буквы из  наборов  " Азбука", "Алфавит".
Придумать эту игру мне  "помогла"  известная подвижная игра "Хитрая  лиса".  Участникам  игры  предлагаю  встать  в  круг,  руки  завести  за  спину  и  получить  от  ведущего  букву,  которую ему  положат  в ладони.  Знакомые  с  буквами  дети обычно угадывают,  не  видя  её, обследуя  тактильно.  Далее  по  правилам  игры каждый предполагает : "Я  думаю, что у  меня  буква ...."  И  только  после  этого проверяет  себя  -  смотрит  на букву,  даёт  самооценку  "Я  прав!"  или  "Я  ошибся".
 В единое коррекционно-образовательное пространство  вовлечены  и  родители, стремлюсь к  установлению  доверительных, партнерских взаимоотношений с  ними.   Особо важным (и в соответствии с ФГОС  тоже) в настоящее время является реализация принципа открытости  образовательного учреждения  для родителей,  приветствую у  себя  на  занятиях мам  и  других  членов семьи, демонстрирую приёмы,  которые  помогают закреплять  дома  изученное.  
    А сейчас  предлагаю    придумать    синквейн -  пятистишие, создаваемое по  определённым правилам, доступным даже  старшим  дошкольникам и  младшим  школьникам. Один из вольных переводов слова синквейн - пять  удач -  перекликается с  темой  дня.
Правила  составления  синквейна
Тема - существительное, которое нужно осмыслить.      
Два  прилагательных, характеризующих данное понятие.
Три действия, которые возможны с этим понятием.
Фраза из четырёх слов, передающая отношение к теме.
Вывод, итог,   синонимичный первому слову.

1.Семинар. 
2.Ответственный  и  интересный.
3.Информирует, показывает, обучает.
4.Встреча  коллег  и  единомышленников!
5.Коммуникация!

 Желаю всем успешной  коммуникации! 
 Источник" Современный учительский портал" материал  представила Маркина Н.Н. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...