вторник, 10 ноября 2015 г.

Мимические, голосовые, дыхательные и артикуляционнные упражнения


   Работу над звуками у малышей необходимо начинать с простейших мимических упражнений, звукоподражаний и междометий. В приводимом ниже материале всё это вы найдёте. Малыш повторяет за взрослым только то, что ему под силу. На одно занятие продолжительностью не более 10-20 минут (в зависимости от возраста ребёнка) берутся два-три упражнения (мимическое-дыхательное, мимическое -артикуляцонное, дыхательное-артикуляционное, дыхательное-голосовое, мимическое-дыхательное-артикуляционное, мимическое-голосовое-артикуляционное и т.д.) и какой-то раздел из лексики или грамматики. Не забывайте об играх и физминутках. Но не беритесь за всё сразу! Отрабатывайте материал постепенно. Тот, что представлен здесь рассчитан на целый месяц.


  I. Голосовые, мимические, дыхательные и артикуляционные упражнения на    тему: "Зима. Зимние забавы".

1. Мимические упражнения
1. Сердитый Мороз

Не боимся мы мороза! (Радостная улыбка.)
Рассердился он на нас: (Сдвинуть брови, насупиться.)
«Заморожу, заморожу,
Заморожу вас сейчас!»( Вытянуть губы трубочкой, ещё больше насупить брови, сердито потрясти головой.)



2. Дед Мороз выступает
Дед Мороз повеселел, …(Весёлое выражение лица.)
Улыбнулся, и запел. (Улыбнуться и ртом движения, как во время пения.)
Выступал Мороз у ёлки
Отморозил ей иголки (беззвучное артикулирование гласных.горестно вздохнуть.)

3. Первый снег
Посмотри – кругом бело! Много снегу намело. Он откуда прилетел? Почему так чист и бел?        (Восторг.) (Удивление.)

2. Голосовые упражнения
1. Пою песенку

Я на саночках сижу,
На синичку я гляжу
Ти-ли-ли! Ти-ли-ли!
Ты за нею повтори:
Ти – ли – ли, ти –ли –ли!
Прилетели снегири:
Ти – ти – ти, ти – ти – ти!
Ты, синичка, не свисти!
(Е.Г.Карельская)

2. Старушка
«Ох! – сказала бабушка, -
На дворе мороз!
Отморозить может
Он мне щёки, нос!
Э-хе-хе! Упрячу
Нос я в воротник.
Ох, какой, мороз, ты,
Всё же озорник! О-хо-хо!»
( Е.Г.Карельская)
Ребёнок, интонируя, повторяет за вами стихотворение либо построчно, либо только звукоподражания.

3. Дыхательные упражнения
1. Снежинка
(Вырезать из папиросной бумаги снежинки, подуть так, чтобы они взлетели.)

Снежинка кружится,
Снежинка летит.
Ко мне на ладошку
Снежинка спешит.
(Е.Г.Карельская)



 2. Замёрзли ручки
Ручки замёрзли? (Подуть на руки холодным воздухом: Ф-ф
Подуем на них, дыханием тёплым (подуть на руки тёплым воздухом: Х-х-х…)согреем мы их. (продолжить дуть тёплым воздухом.)
3. Сугроб
Все снежинки (Перед ребёнком на столе – кусочки ваты.)
Соберём в сугроб. (Подуть, собрать всю вату в кучку.)
Чтоб не разлетались,
Накроем ручкой: Хлоп! (Соответствующее движение ладошкой.


4. Артикуляционные упражнения
1. Щёчки
Пухлые щёчки
У маленькой Вали.
В морозный денёк
Они алыми стали. (Надуть обе щеки воздухом, попеременно надувать щёки.)

 2. Язык и горочка.
Едет с горочки язык.
Он кататься так привык:
Сверху – вниз, по нёбу,
К зубкам, не к сугробу!

3. Язык - мост
Река замёрзла,
Покрылась льдом.
Язык на губке
Застыл мостом.
(Язык – «горочкой», кончик языка упирается в нижние резцы.)
(Удержать «Горочку» из языка под счёт: один, два, три. ….)
(Держать, держать «горочку»!)                                              

II.  ФОНЕТИКА (звуковая культура речи)

Уточнить произношение согласных звуков [б], [б'], [х], [х'] [в], [в'], [т] и гласных [а], [у], [о], [и]
Снежок
 Мы снежок слепили: Ух!
В стенку запустили: Бух!
Раскололи в прах и пух!
Сорвалась сосулька: Бах!
А за ней – вторая: Трах!
Третья следом: Трах - тах – тах!


2. Мороз

Ох! Какой мороз - мороз!
Что ты щиплешь щёки, нос?
Руки я согрею,
Вот как я умею: Х – х – х - …
3. Сугроб

Санки с горки: Вжих – вжих!
Снег под ними тих – тих!
Я в сугроб на санках: Хлоп!
Я теперь и сам – сугроб!


 4. Ветер

Ветер бормочет: «Бу – бу – бу!»
Ветер забрался в нашу трубу.
Воет ветер: «В-в-в-в…! Ов-в-в-…
Не бойся зимних ветров-в-в-…!»
Воспроизводить ряд слогов на одном выдохе:
Игра «повтори за мной»: бу – бу – бу, бах – бах – бах, бух – бух  бух .

  III. СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС И ГРАММАТИЧЕСКОЕ ОФОРМЛЕНИЕ РЕЧИ
1.Называть по картинкам: снег, зима, санки, лыжи, снеговик, горка, снежок и т.д..
Основные цвета: белый, голубой, зелёный, синий.

2. Различать и употреблять в речи существительные, прилагательные и глаголы в единственном и множественном числе:
снеговик – снеговики
горка – горки
рука – руки и т.д.
снежный – снежные
мокрый – мокрые
белый – белые и т.д.
лепит – лепят
катается – катаются
бежит – бегут и т.д.

3. Понимать значение слов с уменьшительно – ласкательными суффиксами:

горка – горочка
снег – снежок, снежочек
санки – саночки
зима - зимушка
белый – беленький

мокрый - мокренький

4. Формировать глагольный словарь.
Снег: идёт, летит, кружится, падает, стелется.
Ветер: дует, метёт.

5. Построение простых предложений.
Лепим (снежки, снеговика, зверей).
Идём в лес (в парк, на улицу, в сад, на прогулку, на горку). И т.д.

6. Работа с картинками (предметными и сюжетными).
Составление простых предложений при ответах на вопросы.

7. Предложно падежные конструкции с предлогом НА:
Снег НА земле (НА деревьях, НА пальто, НА варежке и т.д.)

8. Пересказ простого текста (с опорой на картинки).
Зима. Снег падает. Много снега. Везде снег. Всё белым-бело!

IV. ПАЛЬЧИКОВАЯ ИГРА НА ТЕМУ "ЗИМА".
Снежинки
У сестрёнки, у Маринки (Провести указательным пальцем от центра
На ладошке две снежинки. ладони - к кончику каждого пальчика.)
Всем хотела показать, (Вытянуть руки вперёд, ладонями вверх.)
Глядь – снежинок не видать! (Покрутить кистями рук.)
Кто же взял снежинки (Руки в стороны, пожать плечами.)
У моей Маринки?

(М.Родина)
                         
IVДИНАМИЧЕСКИЕ ПАУЗЫ НА  ТЕМУ " ЗИМА"

Лепим снежок
Раз, два, три, четыре, (Хлопать в ладоши: попеременно то правая, то левая рука сверху.)
Мы снежки весь день лепили. (Имитировать лепку снежков.)
Мы бросали их, ловили, (Соответствующие движения.)
Бабу снежную лепили.
Ох, устали! Отдохнём, (Движение рукой по лбу, как бы смахивая пот.)
И опять лепить начнём! (Махнуть рукой.)
Снежок
Я леплю комочек (Соответствующие движения.)
Вот такой! (Вытянуть вперёд руку с воображаемым снежком.)
Далеко заброшу (Замахнуться и бросить воображаемый снежок.)Снежок рукой.

VI. ЗАГАДКИ О ЗИМЕ И ЗИМНИХ ЗАБАВАХ

Меня хлопали лопатой,
Меня сделали горбатой,
Меня били, колотили,
Ледяной водой облили,
И скатились все потом
С моего горба гуртом.
(Горка)

Много этого добра
Возле нашего  двора,
А рукою не возьмёшь
И домой не принесёшь.
(Снег)

(К.И.Чуковский)
Просыпайся скорей,
Выгляни в окошко,
Мухи белые летят
Прямо на дорожку.
(Снег)
(Л. Вахрушева)

VII. СТИХИ О ЗИМЕ
Сеня и сани
Везёт Сеня Соню с Саней
на санках.
Санки – скок! Сеню с ног,
Саню в бок,
Все в сугроб – хлоп!
Сосулька

Сосать сосульку, - вот беда!
Нам строго воспрещается.
Но почему она тогда
СОСУЛЬКОЙ называется?
(А. Шибаев)

Снег да снег
Снег да снег кругом ложится.
Снег на солнце серебрится.
Только ёлочка стоит
Очень летняя на вид.

(М. Рыльский)
Снеговик
Снеговик, снеговик
Появился во дворе.
Нос – морковка.
Рот – картошка,
И ведро на голове.

(Н. Соколова)



На катке
Разлечусь я по льду,
Ни за что не упаду.
Бух! – и на лёд!
Ух! Не везёт!
Прокачусь ещё разок.
Надо прямо – еду вбок.

(А. Барто)
Зима

Всё от снега забелело.
Миша в санках едет смело.
Санки – вбок!
Мишка – хлоп!

Дует ветер озорной,
Лает пёс Буянка.
Едут с горки ледяной
Голубые санки.

(С. Иорданский)

Снег на дороге
Под ногами снег, снег
На дороге снег, снег.
Я по снегу побегу.
Вот как бегать я могу!
(Е.Г.Карельская)

Саня и сани
Маленькому Сане
Подарили сани.
Посмотрите сами:
Вот какие сани!
Вёз на гору Саня
За собою сани.

Ехал с горки Саня,
А на Сане – сани!
(С. Коган)
Всё бело!
Белым бело!
Белым бело!
Всю землю
Снегом замело!
Нарядным стало всё село –
Белым бело!
Белым бело!

(В. Лифшиц)

Мы тебя, зима, давно
С нетерпеньем ждали.
Санки, лыжи и коньки
Снова мы достали.

(Л. Вахрушева)                    Источник http://логопед-класс.рф

4 комментария:

  1. Антонина Васильевна,здравствуйте! Упражнения-просто находка для моих занятий по риторике для моих млпдшеклассников.
    С уважением.Елена Анатольевна.

    ОтветитьУдалить
  2. Спасибо, Елена Анатольевна, что посетили мой блог и прокомментировали пост. Сейчас очень важно научить ребёнка правильно и красиво говорить, точно выражать свои мысли, строить диалог, убеждать. Этим полезным умениям и навыкам нужно учить и мне приятно знать, что материал по данной теме используется учителем на занятиях по риторике в младших классах школы.

    ОтветитьУдалить
  3. Класс. Спасибо, очень интересно, будем использовать на практике.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Юля, смело используйте, а потом поделитесь с нами своими впечатлениями.

      Удалить

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...