воскресенье, 6 декабря 2015 г.

Занимательные задания для развития речи и мышления

Представляю интересные, занимательные задания, которые развивают речь и мышление у детей и помо­гают лучше запомнить начертание букв. Познакомив ребенка с очередной буквой, помогите ему выполнить задания на закреп­ление в памяти графического изображения буквы, а затем предложите малышу найти бук­ву, с которой он только что познакомился. Ребенок должен постараться отыскать все буквы. Обратите внимание, что предъявлять следует  не только буквы, но и их зеркальные отражения (буквы, нарисованные в другую сторону). Помогите ребенку найти и показать «правильную» и «неправильную» буквы. «Неправильной» считается та буква, которая не соответствует написанию в алфавите.
В первую очередь ребенок должен познакомиться с самыми распространенными глас­ными — А, У, О, И, затем — с согласными, с которыми можно составить первые слоги и короткие слова для чтения, далее — со всеми остальными гласными и согласными.

Хотим предостеречь вас от одной распространенной ошибки. Знакомя ребенка-дошкольника с буквами, называйте их так, как они произносятся в речи (то есть [Б], [В], [Г] и так далее), а не так, как их принято называть в алфавите ([БЭ], [ВЭ], [ГЭ]). Ваш ребенок еще успеет выучить алфавит в школе, а сейчас, когда он только учится читать и впервые знако­мится с буквами, ему надо знать, как произносить буквы при чтении. Читая вместе [ГЭ] и [А], малыш прочтет [ГЭА], а вовсе не [ГА].
Эти упражнения могут быть использована не только для изучения букв и обучения чтению, но и для развития звуковой культуры речи на этапе автоматизации звуков. Например, свис­тящих (с, з, ц), шипящих (ш, ж, ч, щ) и сонорных (р, л). Это те группы звуков, которые позже других появляются в речи дошкольника. Закрепляя произношение звука, позна­комьте ребенка и с буквой, то есть графическим изображением этого звука. Нарисуйте бук­ву, слепите из пластилина, а главное — правильно назовите ее.
Буквы из пластилина
Слепите совместно с ребенком буквы из обычного пластилина, а затем прикрепите их на фанерные дощечки, которые  в дальнейшем будут применяться  для тактильного исследования.
Буквы из палочек или мозаики
Ребенку предлагается составить букву   из счетных палочек или мозаики. Объяснить из каких элементов она состоит
Ниткография
С помощью толстой шерстяной нитки или веревочки можно изобразить букву на кусочке ковролина. Этот прием работы называется «ниткография».
Изучаем буквы  на прогулке
На прогулке полезно рисовать  палочкой на земле, мелом на асфальте  буквы и слоги или выложите их из шишек, камешков, листиков, желудей или пру­тиков. Нарисованные на земле буквы можно читать, одно­временно шагая по ним по определенным правилам, которые можно придумать вместе с ребенком.
Игра с красками и водой
Предложите ребенку поиграть в художника и кистью нарисовать большие яркие буквы. Много радости доставляет детям рисование пальцем на запотевшем окне.
Воздушные буквы
Интересно   «рисовать» буквы в воздухе указа­тельным пальцем или всей рукой, как будто дирижируя. Причем вначале рисует взрослый, а ребенок от­гадывает букву, а потом рисует ребенок, а отгадывает взрослый. Следует стоять  перед большим зеркалом и «читать» с ребенком буквы, глядя на свое отра­жение, иначе все асимметричные буквы будут расположены  зеркально.

2 комментария:

  1. Здравствуйте, Антонина Василильевна! Спасибо, за идею с буква. С детьми, из пластилина мы буквы лепим. А вот обматывать нитками трафореты букв, еще не пробовали. Спасибо за идею!

    ОтветитьУдалить
  2. Здравствуйте, Алла. Мы рады делиться интересными, занимательными заданиями, которые развивают речь и мышление у детей и помо­гают лучше запомнить начертание букв.

    ОтветитьУдалить

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...