четверг, 10 ноября 2016 г.

«У тебя во рту растёт гриб?»

Не только особенности строения языка мешают ребёнку правильно произносить звуки. Что делать, если у ребёнка  под языком короткая уздечка (связка) или она вовсе отсутствует? Все отклонения от нормы в строении подъязычной уздечки  помешают своевременному появлению не только звуков [Р] - [Р'], но и свистящих [С], [З], [Ц]; шипящих [Ш], [Ж], [Ч], [Щ]; соноров [Й], [Л], [Л'], заднеязычных [К], [Г], [Х]. Операция здесь не поможет, вся надежда  на логопеда: с помощью специальных артикуляционных упражнений удаётся добиться многого: увеличить подвижность языка, подготовить его к правильному произнесению звуков.

  Разглядеть подъязычную уздечку ребёнка непросто. 
Хорошо, если эту процедуру проведёт стоматолог. Самим родителям хвататься за язык и приподнимать его не стоит. Во-первых, ребёнок вряд ли потерпит такое обращение, а во-вторых,  без достаточных знаний и умений можно серьезно травмировать слизистые оболочки ротовой полости. Продемонстрировать подъязычную уздечку должен сам ребёнок, причем добровольно. Придётся воспользоваться маленькими  хитростями.

Хитрость первая: «У меня язык поднимается высоко-высоко!» Взрослый широко открывает свой рот и тянет кончик языка к нёбу. «А у тебя?». Начинается состязание, во время которого вы стараетесь рассмотреть подъязычную уздечку ребёнка.

Хитрость вторая: «Кто звонче щёлкнет языком?»  Язык верхней поверхностью крепко присасывается к нёбу. Это тот самый короткий  миг счастья, когда подъязычная уздечка предстаёт взору родителей во всей красе. Но миг этот  быстро проходит, и язык со звонким щелчком отрывается от нёба. Не успели разглядеть связку? Попросите ребёнка повторить упражнение ещё раз или воспользоваться третьей хитростью.

Хитрость третья: «У тебя во рту растёт гриб?» «А у меня – растёт!» - с интригующей интонацией говорит взрослый и демонстрирует чудеса артикуляции: присасывает язык к нёбу и удерживает его в этом положении некоторое время. Ребёнок любуется получившимся «грибком». «Давай и в твоём ротике вырастим грибок», - говорит взрослый. Вместе с ребёнком садитесь перед зеркалом и «лепите» грибок из его языка. Сразу  может и не получиться. Зато, когда грибок, наконец, «вырастет», можно будет без спешки и суеты разглядеть его «ножку», - ту самую подъязычную уздечку.

Её строение и размеры - самые разнообразные. Подъязычная уздечка  может быть практически незаметной прозрачной  плёночкой, совершенно не мешающей работе языка. А может быть плотной, массивной и короткой настолько, что малыш не в состоянии даже на пару миллиметров  приподнять язык кверху.
Рассмотрим несколько наиболее распространённых  отклонений от нормы в строении подъязычной уздечки:
  • уздечка тонкая, почти прозрачная, но подъёму языка всё же препятствует.
  • уздечка тонкая, словно пергаментная бумага. Её передний край прикреплён близко к    кончику языка. Из-за этого в высунутом положении язык (его кончик) раздваивается  «сердечком».
  • уздечка представляет собой плотный короткий тяж, состоящий из сухожильных  волокон. Он прикреплён близко к кончику языка. Подъём языка вверх существенно  ограничен. При попытке высунуть язык изо рта, его кончик заворачивается, а спинка      языка «выбухает».
  • плотный короткий тяж уздечки намертво сросся с мышцами языка, он прикреплён  практически к кончику языка. Все движения языка резко ограничены. 
  • где уздечка, а где язык, понять трудно, они – единое целое. Создаётся впечатление, что язык сросся с дном ротовой полости. С таким языком не то что говорить, есть невозможно!
Родители  в большинстве  своём не любят слушать доводы в пользу операции на подъязычной уздечке.  Они уповают на упражнения, с помощью которых короткая уздечка  якобы растягивается. 
Хочу разочаровать: уздечка в процессе логопедической работы не растягивается, хотя с помощью специальных артикуляционных упражнений можно существенно увеличить подвижность языка, за счёт чего и  создаётся впечатление, что где-то что-то там «растянулось». На самом деле растягивается время постановки звуков и, порой,  впустую тратятся силы и ребёнка, и логопеда.
Приходится констатировать: во всех пяти рассмотренных выше случаях отклонения от нормы операция необходима.  Да, родители будут говорить о психотравме, стрессе и так далее. Не стану спорить, перечислю лишь основные последствия  отказа от операции: 

  • формирование неправильного прикуса: прогения (нижняя челюсть выдвинута вперёд),   косой прикус,
  •  передний открытый прикус, боковой открытый прикус;
  • неправильное формирование нёбно-глоточного кольца: голос ребёнка приобретает гнусавый оттенокнарушение физиологического и речевого дыхания;
  •  формирование стойкого ротового дыхания; сконечные простудные заболевания;  тихий «иссякающий» голос, невыразительная речь; 
  • нарушения осанки: сутулость и искривление позвоночника.сложная дислалия (многочисленные нарушения звукопроизношения, или нарушения звукопроизношения по всем фонетическим группам).

Это – далеко не полный перечень проблем.
Ребёнку легче пережить небольшой дискомфорт  в процессе операции, чем всю жизнь страдать комплексом неполноценности из-за своей невнятной и малопривлекательной речи.
Конечно, в любом случае, выбор - за родителями. Если они всё же решатся  на операцию, то должны посетить логопеда, педиатра и хирурга-стоматолога.
 Источник: по материалам сайта "Детская речь", "Логопед.ru"

9 комментариев:

  1. Антонина Васильевна, здравствуйте. Очень информативный пост. Думаю ознакомившись со всеми последствиями родители начнут адекватно оценивать ситуацию

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Юлия. Чаще всего короткая уздечка встречается у мальчиков, а также у детей, чьи родители тоже имели или имеют данное отклонение от анатомической нормы. Еще в роддоме патологию обнаруживают врачи или уже позже — педиатр, хирург, стоматолог, логопед. Но по целому ряду симптомов определить или заподозрить, что у ребенка короткая уздечка, могут и сами родители. Главное - не упустить время и вовремя обратиться к специалисту.

      Удалить
  2. Антонина Васильевна! Ваша фотография не отображается у меня в постоянных читателях. У вас есть аккаунт в Гугл. Добавьте свою фотографию. И все получится!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ирина Михайловна. Я поняла в чём проблема, будем исправлять. Спасибо.

      Удалить
  3. Здравствуйте, Антонина Васильевна! Пост как раз по нашей проблеме - у внучки короткая уздечка.Мы обязательно воспользуемся Вашими советами и , быстрее всего, решимся на операцию. Мы были у Вас на консультации, если помните,и Вы советовали подрезать уздечку, а мы не решились это сделать сразу. Надеюсь, что время у нас не упущено.

    ОтветитьУдалить
  4. Уважаемая Лена. Я всё - таки посоветовала бы ещё раз обратиться к ортодонту и логопеду. Я признаться, работая с детьми, у которых подъязычная уздечка укороченная, не очень приветствую хирургическое вмешательство и стараюсь поставить ребёнку звуки, которые требуют подъёма языка. Не скрою, эта работа занимает достаточно много времени, а для ребёнка, порой, немало усилий. Я советовала подрезать уздечку Вашей внучке, потому что Вы были здесь в отпуске и время нас ограничивало. Если бы Вы воспользовались моим советом , Ариша домой поехала бы со звуком Р и порадовала бабушку и всех родных. Успехов Вам и внучке Арише.

    ОтветитьУдалить
  5. Спасибо за советы.Подрезать ребенку уздечку-это непростая задача.Переживает как мама,так и ребенок.Нам это тоже пришлось пережить,причем под общим наркозом.Так как с первой попытки,под местным, результата не было.Ну ничего,эта жизнь и мы боремся и достигаем результата.

    ОтветитьУдалить
  6. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить
  7. Здравствуйте,Анна. Ребёнку легче пережить сейчас, в этом возрасте, небольшой дискомфорт в послеоперационный период, чем всю жизнь страдать из-за невнятной и малопривлекательной речи. Система коррекционных занятий с ребёнком даёт положительные результаты. У Саши уже сейчас наблюдается хорошая динамика в коррекции звукопроизношения. Успехов Вам.

    ОтветитьУдалить

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...