воскресенье, 31 января 2016 г.

О городе Петропавловске-Камчатском для детей


                         Экскурсия в историю
                г.Петропавловска-Камчатского.          
Далеко-далеко на востоке, где кончается континент, на котором мы живём, есть кусочек суши, похожий на большую рыбу. Это полуостров Камчатка. Это одно из самых красивых мест на свете. Камчатка была открыта русскими казаками в середине 17 века, вошла в состав России в 1697 году. Тем не менее, на присоединенной Камчатке еще пятьдесят лет не было такого населенного пункта как Петропавловск. В то время уже существовали небольшие остроги вокруг будущего города, а на территории Петропавловска все еще росли березовые рощи. Свое название город получил после того, как бухту посетил Витус  Беринг. Будущий город и бухта получили свое название в честь святых апостолов Петра и Павла.
Во время правления Екатерины Второй все внимание государства было направлено на поддержание и расширение южных и западных границ России. То есть, в то время начали активно развиваться Крым, Кавказ. Дальний Восток существовал сам по себе.
Камчатка стала интересна правительству только после того, как в Тихий океан отправлялись англичане и французы со своими экспедициями. Эти дальние путешествия стали волновать
Екатерину  Великую и она издала приказ об укреплении морских рубежей Дальнего Востока.
С тех пор дела в Петропавловске пошли на лад. Но на протяжении еще двухсот Петропавловск оставался большим селом. По маленьким, узким и кривым улицам ходили коровы, лошади и ездовые собаки. В 1851 году в Петропавловске находилось всего 116 жилых домов. Все здания, находящиеся в Петропавловске, были сооружены из дерева. Село начало очень быстро развиваться, уже через несколько лет количество жителей превышало отметку 1600 жителей.
 Уже после этого Петропавловск   стал административным центром Камчатской области. Петропавловск переживал свою историю вместе с Россией. Несмотря на свою удаленность от основных сражений, в Петропавловске и на Камчатке все равно проходили свои бои. Например, Курильский десант 1945 года, который формировался именно в Петропавловске. Наши смелые воины практически сразу же выгнали с нашей территории вражески настроенных японцев. Более основательно Петропавловск начал застраиваться в 1960-х годах. Теперь вместо кривых узких улиц стояли просторные дворы домов и площади. В этом году Петропавловску-Камчатскому исполнилось  275 лет. Это большой, красивый город, среди высоких заснеженные вулканов, а под ногами почти постоянно дрожит земля — район  Камчатки — самое сейсмоактивное место на планете, так что землетрясения здесь — вполне обыденная вещь. Петропавловск-Камчатский – это база Тихоокеанского флота России. Здесь служат моряки, подводники, пограничники, которые охраняют восточные границы России.


Герб и флаг города

Гимн Петропавловска-Камчатского
(слова П.П. Затворницкого)

Над вулканом с вершиною снежной,
Солнца луч небосвод озарил.
Утро веры, любви и надежды,
Петропавловск  стране подарил.
 Припев:
Славный город великой России!
Ты един с ней в трудах и судьбе.
Пусть хранит тебя высшая сила,
Двух святых, давших имя тебе!

Где волна, разбиваясь о берег,
Прячет бухту меж сопок и скал.
Провидением посланный Беринг,
В гавань путь кораблям отыскал.
 Припев

Получил ты великое право –
Край родной защищать от врага.
Имя «Города воинской славы»,
Сохранят поколенья в веках!

Национальные подвижные игры Камчатки
Олени и пастухи
Все игроки - олени, на головах у них атрибуты, имитирующие оленьи рога. Двое ведущих - пастухи - стоят на противоположных сторонах площадки, в руках у них маут (картонное кольцо или длинная веревка с петлей). Игроки-олени бегают по кругу гурьбой, а пастухи стараются накинуть им на рога маут. Рога могут имитировать и веточки, которые дети держат в руках.
Правила игры.
Бегать надо легко, увертываясь от маута.
Набрасывать маут можно только на рога.
Каждый пастух сам выбирает момент для набрасываня маута.


Куропатки и охотники
Все играющие -куропатки, трое из них - охотники. Куропатки бегают по полю. Охотники сидят за кустами. На сигнал «Охотники!» все куропатки прячутся за кустами, а охотники их ловят (бросают мяч в ноги). На сигнал «Охотники ушли!» игра продолжается: куропатки опять летают.
Правила игры.
Убегать и стрелять можно только по сигналу. Стрелять следует только в ноги убегающих.

Льдинки, ветер и мороз
Играющие встают парами лицом друг к другу и хлопают в ладоши, приговаривая:
Холодные льдинки,
Прозрачные льдинки,
Сверкают, звенят
Дзинь, дзинь...
Делают хлопок на каждое слово: сначала в свои ладоши, затем в ладоши с товарищем. Хлопают в ладоши и говорят дзинь, дзинь до тех пор, пока не услышат сигнал «Ветер!». Дети-льдинки разбегаются в разные стороны и договариваются, кто с кем будет строить круг - большую льдинку. На сигнал «Мороз!» все выстраиваются в круг и берутся за руки.
Правила игры.
Выигрывают те дети, у которых в кругу оказалось большее число игроков. Договариваться надо тихо о том, кто с кем будет строить большую льдинку. Договорившиеся берутся за руки. Менять движения можно только по сигналу «Ветер!» или «Мороз!». В игру желательно включать разные движения: поскоки, легкий или быстрый бег, боковой галоп и т. д.
          

Ручейки и озера
Игроки стоят в пяти - семи колоннах с одинаковым количеством играющих в разных частях зала - это ручейки. На сигнал «Ручейки побежали!» все бегут друг за другом в разных направлениях (каждый в своей колонне). На сигнал «Озера!» игроки останавливаются, берутся за руки и строят круги - озера. Выигрывают те дети, которые быстрее построят круг.
Правила игры. Бегать надо друг за другом, не выходя из своей колонны. Строиться в круг можно только по сигналу.

Здравствуй, догони!
Игроки стоят парами лицом друг к другу в середине площадки. Затем пары образуют две шеренги, которые расходятся на расстояние десяти больших шагов от шнура. Встают за шнур - это дома. Каждый представитель первой шеренги идет в гости и подает правую руку тому, с кем он стоял в паре, говоря: «Здравствуй!» Ребенок-хозяин отвечает: «Здравствуй!» Гость говорит: «Догони!» - и бежит в свой дом, хозяин его догоняет до черты. Дети по очереди ходят друг к другу в гости.
Правила игры.
Здороваться можно только правой рукой. Говорить «Догони» надо за чертой от игрока-партнера. Выигрывает тот, кто догонит. В гости можно идти по-разному: важно, не торопясь; радостно, вприпрыжку; идти, как солдаты в строю, как клоуны в цирке и т. д.

Смелые ребята
Дети встают в две-три шеренги в зависимости от площади комнаты. Выбирают двух-трех ведущих. Каждый ведущий по очереди спрашивает у детей: например, первый у первой шеренги и т. д. (Дети отвечают.)
- Вы смелые ребята?
- Смелые!
- Я посмотрю, какие вы смелые (лукаво, с юмором). Раз, два, три (пауза). Кто смелый?
- Я! Я!..
- Бегите!
Первая шеренга бежит на противоположную сторону до шнура, а ведущий ловит убегающих. Так повторяется игра и со следующей группой детей.
Правила игры.
 Бежать следует только после слова «Бегите!», увертываясь от ведущего. Ловить за шнуром нельзя.

Полярная сова и евражки
Полярная сова находится в углу площадки или комнаты.
Остальные играющие - евражки.
Под тихие ритмичные удары небольшого бубна евражки бегают на площадке, на громкий удар бубна евражки становятся столбиком, не шевелятся. Полярная сова облетает евражек и того, кто пошевелится или стоит не столбиком, уводит с собой. В заключение игры (после трех-четырех повторений) отмечают тех игроков, кто отличился большей выдержкой.
Правила игры.
 Громкие удары не должны звучать длительное время. Дети должны быстро реагировать на смену ударов.

Бег в снегоступах
Играющие делятся на две команды и стоят за чертой. У каждой команды по одной паре снегоступов.
По сигналу воспитателя (взмах флажком) ведущие каждой команды в снегоступах бегут к флажкам, поставленным заранее на противоположной стороне площадки, каждый огибает свой флажок и бежит обратно, отдает снегоступы следующему игроку команды. Победителем считается та команда, которая раньше закончит бег.
Правила игры.
 Игра проводится по принципу эстафеты.
Передавать снегоступы можно только за чертой.
Огибая флажок, нельзя задевать его.

Оленьи упряжки
Играющие стоят вдоль стены комнаты или вдоль одной из сторон площадки по двое (один изображает запряженного оленя, другой - каюра). По сигналу упряжки бегут друг за другом, преодолевая препятствия: объезжают сугробы, перепрыгивают через бревно, переходят ручей по мостику. Доехав до стойбища (до противоположной стороны комнаты или площадки), каюры отпускают своих оленей погулять. По сигналу «Олени далеко, ловите своих оленей!» каждый игрок-каюр ловит свою пару.
Правила игры.
Преодолевая препятствия, каюр не должен терять свою упряжку.
Олень считается пойманным, если каюр его осалил.
Вариант.
Две-три упряжки оленей стоят вдоль линии. На противоположном конце площадки флажки. По сигналу (хлопок, удар в бубен) упряжки оленей бегут к флажку. Чья упряжка первой добежит до флажка, та и побеждает. Аналогично можно провести игру «Собачьи упряжки». Этот вид характерен для береговых чукчей.

Важенка и оленята
На площадке нарисовано несколько кругов. В каждом из них находятся важенка и двое оленят. Волк сидит за сопкой (на другом конце площадки). На слова ведущего:
Бродит в тундре важенка,
С нею - оленята,
Объясняет каждому
Все, что непонятно...
Топают по лужам
Оленята малые.
Терпеливо слушая
Наставления мамины -
играющие оленята свободно бегают по тундре, наклоняются, едят траву, пьют воду. На слова «Волк идет!» оленята и важенки убегают в свои домики (круги). Пойманного олененка волк уводит с собой.
Правила игры. Движения выполнять в соответствии с текстом. Волк начинает ловить только по сигналу и только вне домика.

На новое стойбище
Играющие становятся парами. В паре один - олень, другой - каюр. Упряжки стоят одна за другой. Ведущий говорит: «Оленеводы переезжают на новые стойбища». После этих слов все бегут по краю площадки, при этом каюры, подгоняя оленей, издают характерный для оленеводов-тундровиков звук кхх-кхх. Останавливаются по сигналу ведущего. Во время движения упряжки делают привал. Каюры отпускают оленей, которые бегут врассыпную. По сигналу «Упряжки!» все должны построиться в прежней последовательности.
Правила игры. Начинать движения надо в соответствии с сигналом. Санный поезд должен двигаться упорядоченно (упряжкам нельзя обгонять друг друга). Очередность сохраняется и после привала.

Перетягивание каната
На площадке проводится черта. Играющие делятся на две команды и встают по обе стороны черты, держа в руках канат. По сигналу водящего «Раз, два, три - начни!» каждая команда старается перетянуть соперника на свою сторону. Чья команда сумеет это сделать, та считается победительницей, ей вручают сувениры, как на празднике оленеводов.
Правила игры.
Начинать перетягивание каната можно только по сигналу.
 Команда, перешагнувшая черту, считается побежденной.

Волк и олени
Из числа играющих выбирается волк, остальные - олени. На одном конце площадки очерчивается место для волка. Олени пасутся на противоположном конце площадки. По сигналу «Волк!» волк просыпается, выходит из логова, сначала широким шагом обходит стадо, затем постепенно круг обхода сужает. По сигналу (рычание волка) олени разбегаются в разные стороны, а волк старается их поймать (коснуться). Пойманного волк отводит к себе.

Белый шаман
Играющие ходят по кругу и выполняют разные движения. В центре круга - водящий. Это белый шаман - добрый человек. Он становится на колени и бьет в бубен, затем подходит к одному из играющих и отдает ему бубен. Получивший бубен должен повторить в точности ритм, проигранный водящим.
Правила игры. Если получивший бубен неправильно повторит ритм, он выходит из игры.
Солнце
Играющие становятся в круг. Выбирают солнце. Солнце ходит по кругу и, указывая на каждого по очереди, считает:
Нянь-нянь (хлеб),
Кежи-кежи (нож).
Те, которых водящий-солнце назвал кежи, выходят из круга, встают парами и берутся за руки, другие - нянь-нянь - берутся за руки и остаются на месте, тоже в парах. Образуются две группы пар: нянь-нянь и кежи-кежи. Пары каждой группы придумывают разные фигуры.
Правила игры.
Выигрывают те пары, которые придумали наиболее интересные фигуры.

Рыбаки
Играющие становятся в круг.
Они рыбаки.
Водящий показывает им движения рыбаков: тянут сети, вынимают рыбу, чинят сети, гребут веслами
Правила игры.
Кто из играющих повторит движения неправильно, тот выходит из игры.

Охота на волка
Охотник встает в 4 - 5 м от волка (фигуры, вырезанной из фанеры или картона). Он должен попасть мячом в бегущего волка. Двое играющих держат фигуру за веревочки и передвигают ее то влево, то вправо.
Правила игры.
Кидать мяч в волка следует с заданного расстояния.


Ловкий оленевод
В стороне на площадке ставится фигура оленя. Оленеводы располагаются шеренгой лицом к оленю на расстоянии 3 - 4 м от него. Поочередно они бросают в оленя мячом, стараясь попасть в него. За каждый удачный выстрел оленевод получает флажок. Выигравшим считается тот, кто большее число раз попадет в оленя.
Правила игры.
Бросать мяч можно только с условного расстояния.

 Источники информации:  
http://ped-kopilka.ru
http://kamchatka.shamora.info/История-Камчатки/
http://www.topkam.ru/video/landscapes/vidos28
/http://tokamchatka.ru/kamchatka_hystory.shtm

3 комментария:

  1. Антонина Васильевна, добрый вечер! Спасибо за интересный рассказ о городе, и отдельно - за такие непривычные для наших малышей игры, - в них отражен и климат, и природные особенности, и обычаи - очень интересно и познавательно! Думаю, что многие педагоги с удовольствием будут их использовать в работе!

    ОтветитьУдалить
  2. Антонина Васильевна, очень интересный рассказ! Мне всегда увлекательно слушать и читать о родных городах наших педагогов, спасибо! Хотелось бы рассказ об Оренбурге от Ольги Анатольевны, о старейшем городе России - Дербенте от Альбины Рафиковны.

    ОтветитьУдалить
  3. Спасибо, уважаемые коллеги, за столь приятные отзывы о рассказе о моём родном городе. Игры,действительно, непривычные не только для детей, но для восприятия взрослых. Игры потому и интересны, что обычаи и природные особенности края просто уникальны.

    ОтветитьУдалить

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...