понедельник, 26 января 2015 г.

Систематический контроль за поставленными звуками и грамматической правильностью речи детей


 Взрослый должен внимательно следить за речью детей и исправлять их ошибки не только на занятиях, но и на протяжении всех режимных моментах. Причем очень важно, чтобы все ошибки детей исправлялись  корректно. Ни в коем случае не следует передразнивать ребенка, высмеивать его, так как это может спровоцировать снижение речевой активности (вплоть до полного молчания ); замкнутость, отрицательное отношение малыша  к обучению в целом. Манеры исправления ошибок в речи детей вне занятий и во время занятий отличаются друг от друга.      

Источник сайт "Про детей"

Так, во время игр и бытовой деятельности не следует привлекать внимание детей к ошибкам кого-то из них, лучше это делать незаметно для остальных. Например, во время игры один из ребят говорит другому: «У всех куклов сними туфли, неси без туфлев». Воспитатель, используя небольшой перерыв в игре, подзывает к себе этого ребенка и предлагает ему послушать правильный и неправильный варианты сочетания слов («всех куклов» или «всех кукол», «без туфлев» или «без туфель»). А затем спрашивает: «Как лучше сказать?». И только потом просит повторить правильную фразу.
Если же ошибки встречаются в обращении к воспитателю, то можно реагировать так: «Ты же можешь правильно сказать, ну-ка попробуй!» или «Я не понимаю тебя. Подумай и скажи правильно».
Теперь об исправлении ошибок на занятиях. Здесь, во-первых, ограничено время и долгие, пространные выяснения того, как лучше сказать, со стороны воспитателя неуместны. Во-вторых, внимание детей приковано к речи отвечающего и незаметно исправить его ошибки невозможно, да и не нужно. И в-третьих, занятия, в отличие от случаев спонтанного неконтролируемого ребенком общения, должны проходить при максимальной мобилизации внимания отвечающего, с установкой на грамотную, четкую речь.
В связи со сказанным, ошибки в ходе занятий должны фиксироваться воспитателем моментально («Неверно», «Неправильно», «Не так сказал»). К исправлению грамматических неточностей привлекаются все дети. Сам же воспитатель исправляет грамматическую ошибку ребенка только тогда, когда большинство детей не смогли этого сделать.
Ошибки в произношении также следует фиксировать и исправлять по ходу ответа. Например, если ребенок неправильно произнес звук «Р», воспитатель может предложить ему: «Повтори за мной, выделяя звук «Р», слова: стРоить, гоРка, собиРать, игРать».
Может случиться и так: одному из ребят очень хочется ответить, а воспитатель заранее знает, что сложное по слоговой структуре слово (милиционер, пододеяльник, водопроводчик) малыш не произнесет и это вызовет у остальных смех. Следует предложить ребенку сказать ответ воспитателю на ухо, а затем похвалить малыша за старание.
Для того, чтобы дети на всех занятиях говорили внятно и с наименьшим количеством фонетических ошибок, воспитатель должен своей очень четкой, достаточно громкой и неторопливой речью задавать тон.
Процесс нормализации речи и угасание патологического рефлекса возможны только при повышенном внимании ребенка к речи окружающих и своей собственной. Естественно, что такая работа требует от воспитателя терпения, такта, собранности и постоянной изобретательности.



4 комментария:

  1. Очень актуальная информация, Антонина Васильевна! Хорошая речь воспитателя, индивидуальный подход к ребенку, учет ситуации общения, деликатность - все это так необходимо для успешной работы в логопедической группе!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, Ольга Анатольевна, наша работа требует немало терпения, огромной самоотдачи, такта, искренней увлечённости и любви к каждому ребёнку, чтобы увидеть и услышать результат своего труда.

      Удалить
  2. Антонина Васильевна, посещая уроки в начальной школе, все больше обращаю внимание на то, сколько ребятишек имеют дефекты речи. Что это? Пробелы в дошкольном образовании, семейная запущенность, неграмотная речь воспитателя, учителя, взрослых ?. Ответы пытаемся найти вместе с родителями. За статью спасибо, полезные советы и для школы

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анна Борисовна, отчасти виноваты родители, психолого-педагогическая некомпетентность которых порой просто поражает. Далеко не все родители понимают, что у ребёнка дефект речи. Им кажется, что ребёнок ещё маленький и он так мило лепечет. Начинаешь объяснять, что это надо исправлять, на что часто слышишь ответ: "само пройдёт" и упускают время.

      Удалить

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...