суббота, 29 августа 2015 г.

12 месяцев: скачок в развитии речи малыша

К двенадцати месяцам вес мозга ребенка удваивается, и в развитии речи малыша происходит скачок. В речи нормально развивающегося ребенка присутствует 10—15 осознанно произносимых слов: мама, папа, баба, дядя, деда, тетя, дай, на и т. п. Слова могут быть лепетными (бай-бай, би-би, ду-ду), многозначными, когда одно слово будет обозначать сразу несколько предметов и действий. Например, слово "пи" будет обозначать чай, сок, чашку, желание пить, желание сесть на горшок, слово «мама» в зависимости от интонации, ситуации, жестов и мимики ребенка может означать обращение к ней, жалобу, настойчивое указание, просьбу взять на руки и т. д. Лепетное слово «да-да» может означать: «Дай мне скорее мою бутылочку!» Таким образом, первые слоги и простейшие слова можно назвать словами-предложениями и даже понятиями, так как они могут заменять целую фразу.

Но понимает кроха значительно большее количество слов, игровых сюжетов и реальных ситуаций, которые разворачиваются перед его глазами. И в дальнейшем словарь понимаемых слов всегда будет значительно превышать активную речь, т.е. то, что человек говорит. Вы замечаете, как на вас смотрят умненькие глазки, малыш понимает ваши пояснения, предложения, вступает в контакт. Последнее очень важно, потому что жизнь ребенка должна быть наполнена впечатлениями, которые он накапливает. Этому способствует интенсивное развитие понимания речи взрослого. В недалеком будущем дитя «переведет» это знание в активный речевой поток, т.е. в экспрессивную речь (произносимые слова).
Педагогика речевого развития на 12 месяце остается той же, что в 10–11 месяцев, и включает:
  • игровые показы с называнием предметов и действий;
  • специальные речевые занятия;
  • пальчиковые игры;
  • ситуации речевого общения с домашними;
  • чтение пестушек и потешек;
  • занятия с дидактическими игрушками, развивающими мелкую моторику пальцев;
  • показы картинок;
  • знакомство с первыми книгами и т.п.
На 12 месяце в понимаемой и активной речи ребенка наблюдаются значительные новации, которые позволяют выделить основные задачи, стоящие перед родителями:
  • развивать речевой слух младенца в ситуации игровых показов с предметами;
  • формировать в игровых показах речевую практику, называя предметы и действия с ними;
  • наряду с общеупотребительной лексикой использовать лепетный словарь грудничка («ля-ля», «ав-ав» и т.п.);
  • практиковать игровые показы, сопровождающиеся короткими сценками с куклой, включающие образец диалога с крохой;
  • побуждать ребенка к активной речи в повседневной жизни, используя его активный словарь (8–10 слов), эмоционально поддерживать дитя доступными средствами (вокал лепет, жесты и т.п.);
  • вводить в игры-занятия детский поэтический фольклор;
  • способствовать формированию первых детских обобщений в понимаемой речи («ляля» – кукла, «ляли» – куклы; «биби» – машина и разные «биби» – машины и т.п.).
Примерные речевые занятия
«Кто у нас хороший?»
Задачи
  • Учить ребенка понимать обращение по имени в игровой ситуации (предпосылки формирования в идентификации себя). Активизировать импрессивную речь, используя жесты и выразительные движения, совпадающие со смысловым содержанием текста.
  • Ввести игровые приемы по мотивам русской народной потешки «Кто у нас хороший?»
  • Побуждать к высказываниям всеми доступными средствами и звукоподражаниями: «Цок! Цок!» (стук копыт лошадки), «Но! Но!» и др.
Содержание (вариант для мальчика)
Ребенок стоит перед взрослым, сидящем на стуле. Он акцентирует внимание малыша на себе, например, спрашивает: «Кто у нас Коленька?» И сам отвечает: «Ты – Коленька. Я – мама». (Указывает жестом на ребенка, потом на себя). Начинает петь потешку (на мотив плясовой):
Кто у нас хороший?
Кто у нас пригожий? (2 раза) Делает жест рукой в сторону ребенка.
Коленька хороший,
Коленька пригожий! Делает жест рукой в сторону ребенка.
На коня садился,
Конь под ним взбодрился, (2 раза) Сажает малыша «верхом» на свое колено, придерживая за ручки, лицом к себе. Постукивает пяткой, приподнимая и опуская ногу.
Плеточкой помашет,   Делает взмах рукой малыша.
Конь под ним поскачет. Выполняет имитацию «скачки», ставит ногу на носок, поднимая и опуская на пятку в  быстром темпе.
Чтение потешки прерывается разговором с ребенком: «Цок, цок, цок». И далее: «Скажи «Цок, цок, цок!» («Ток, ток, ток»). Вот как конь скачет!» Взрослый старается вызвать у ребенка речевое подражание.
Чтение потешки продолжается:
К дому подъезжает,
Коленьку встречает. Кто?             Замедляет «скачку».
Ма-а-ма! Коленьку встречает!
Вот как!
Во-о-т как!                                   Обнимает малыша, сидящего у нее на колене, ласкает его.
Где Коленька?
Ту-у-т Коленька!
Примечание
Взрослый всегда усаживает ребенка на колено лицом к себе так, чтобы малыш видел его артикуляцию. Во время этого занятия малютку нужно обязательно придерживать – «страховать». В конце игры-занятия аккуратно и плавно мама опускает мальчика на ножки.
Содержание (вариант для девочки)
Кто у нас хорошая?
Кто у нас пригожая?                    (2 раза)
Оленька хорошая,
Оленька пригожая!
На лошадку села.
Песенку запела: «Ля-а-а!»
Не боится, скачет,
Смеется, не плачет!                    (2 раза)
Потешка прерывается разговором с девочкой: «Как Оленька скачет? – «Цок, цок, цок!» («Ток-ток-ток!») Вот как лошадка скачет!» Мама старается вызвать у ребенка речевое подражание.
Чтение потешки продолжается:
К дому подъезжает.
Кто Олю встречает? Кто?
Ма-а-ма! Оленьку встречает!
Вот кто Оленьку встречает.
Примечание
Все игровые действия для девочки совпадают с приведенными выше, для мальчика.

Игровой показ по потешке «Киска, киска!»
Задачи
Развивать функцию обобщения. Разыграть понятный ребенку сюжет с куклами по русской народной потешке «Киска, киска!» Акцентировать внимание малыша на цели и результате действий, а также их мотивации и логике: киску просят уйти с дороги, чтобы куколка не упала, идя по дорожке.
Расширять понимание речи. Способствовать развитию активных речевых навыков, повторению за взрослым лепетных слов «киса-киса» (кхи-кхи), «но-но!» (нельзя), «бах-бах» (падать) и др.
Материал
Игрушки: кошечка (20–30 см), кукла (40–50 см), дорожка.
Содержание
Взрослый расстилает дорожку, на ней располагает игрушечную кошечку. В начале дорожки ставит куклу, как бы идущую следом за ней.
Ребенка усаживают перед композицией. Мама обращает внимание на расставленные игрушки. Демонстрирует их по отдельности. Спрашивает, где у кошечки глазки, носик, лапки (ножки). Те же вопросы задаются относительно куклы и  самого ребенка: «Покажи, где у тебя носик, глазки, ножки?» (обобщение в понимаемой речи).
Взрослый просит малыша показать названное – ответить жестом. Если ребенок не «отвечает», взрослый его ручкой выполняет указательный жест и называет.
Кукла «идет» по дорожке, доходит до киски, которая преграждает ей путь. Мама прогоняет киску, и кукла доходит до конца дорожки. Киска садится на середину дорожки, а кукла поворачивается в обратный путь. Сценка повторяется.
Взрослый читает потешку, разыгрывая ее сюжет:
Киска, киска!
Киска, брысь!
На дорожку не садись,
Наша куколка пойдет,
Через киску упадет!
При первом показе взрослый демонстрирует, как кукла спотыкается и падает на киску. Мама предлагает ребенку погрозить киске пальчиком. «Но, но!» (нельзя), повторить запрещение «Но-но!»
Второй показ дается по содержанию потешки: киска уходит с пути и кукла свободно проходит по дорожке. В процессе показа взрослый полностью читает фольклорный текст.
Далее игра-занятие разворачивается по ситуации. Ребенок играет с киской и куклой по своему желанию.
Примечание
Аналогичную игру-занятие следует провести с самим ребенком. В потешке читаются строки:
Наша деточка (имя ребенка) пойдет,
Через киску упадет!
Взрослый учит малыша ходить по дорожке, держа его за ручку. Дойдя до киски, ее просят уйти с дорожки, и ребенок преодолевает путь до конца. Сценка повторяется. Все коллизии сюжета эмоционально обыгрываются.
Варианты
Игровую ситуацию по потешке «Киска, киска!» следует повторить с другими игрушками, например, с собачкой. Можно использовать стихотворение:
Бобик, бобик, уходи!
Ты мешаешь на пути:
Наша куколка пойдет,
На собачку упадет! Бах!
(Л. Павлова)
Примечание
Повторение аналогичных игровых ситуаций способствует формированию обобщений в понимаемой речи. Активная речь ребенка появится при неоднократных повторениях лепетных слов-подражаний: «ляля» (кукла), «ав-ав» (собачка), «кики» (киска), «бах, бах» (падать). В процессе чтения взрослый вводит лепетные слова наряду с общеупотребительной  лексикой, чтобы ребенок мог повторять за ним.

Игровой показ «В гостях у малыша»
Задачи
Развивать обобщения в понимаемой речи – в частности, действий: «садиться», «есть», «пить», «танцевать», «спать» и  др. Способствовать возникновению в лексиконе ребенка лепетных слов («ляля», «ав-ав», «топ-топ», «ням-ням», «бай- бай» и др.)
Материал
Игрушки, имеющиеся в игровом хозяйстве ребенка, например, кукла, собачка, кошечка, слоник, поросенок и др. Игровая посуда (тарелочки, чашки, ложечки). Лоскуты ткани – «пеленки».
Содержание
Мама разыгрывает перед ребенком приход «гостей». Поочередно перед малышом появляются кукла, собачка, киска и др. Каждого персонажа взрослый называет, затем повторяет слова, обозначающие их действия: например: «Пришла куколка (ляля), садись, ляля! Пришла собачка (ав-ав), садись, ав-ав! Пришла кошечка (киса), садись, киса!» и др.
Гостей начинают угощать: куколку кормят (игрушечные тарелочка и ложечка), собачку кормят, киску кормят. Они «едят». Аналогично гостей поят из чашек. Они «пьют». Все эти действия эмоционально обыгрываются. Гости хотят потанцевать – поочередно пляшут. Затем уставших гостей укладывают спать (бай-бай) и поочередно накрывают пеленками. Мама поясняет: «Все спят – и ляля, и зайка, и киса», поет колыбельную.
Примечание
Взрослый должен артистично разыграть сценки встречи, кормления, танца и укладывания спать. Ребенок выступает зрителем, которого активно привлекают к показу. Он может даже сделаться участником этих сценок. Главное – донести до малыша обобщающее значение слов-действий (есть, пить, спать и др.), с которыми он встречается в повседневной жизни.

Пальчиковая игра «Пальчики-зайчики»
Задачи
Развивать понимаемую и активную речь ребенка. Активизировать мелкую моторику пальцев рук. Обогащать ребенка яркими эмоциями, способствующими развитию экспрессивной (активной) речи. Включить элементы пестования малыша (пассивные движения), используя фольклор.
Материал
Бумажные колпачки с нарисованными мордочками – «зайчики» (2 шт.), которые надеваются на указательные пальцы взрослого.
Содержание
Мама показывает указательные пальцы с «зайчиками», прижав другие пальцы к ладони, делает пальцами различные пассы: «зайчики» (пальцы) удаляются и приближаются к малышу, «прыгают» вверх и вниз, наклоняются влево и  вправо, обернувшись друг к другу, сближаются и расходятся; сближаясь, кланяются друг другу, «танцуют» при повороте рук («фонарики»).
Взрослый может самостоятельно изобретать движения «зайчиков» под веселую мелодию.
Пляска «зайчиков» проходит под песенку:
Пальчики, пальчики,
Маленькие зайчики,
Зайки резвились
Зайки веселились,
Зайки играли,
Зайки плясали!
Пальчики, пальчики –
Маленькие зайчики!
Вот какие пальчики –
Зайки – побегайчики!
(Л. Павлова)
Если малышу выступление «зайчиков» понравилось, его повторяют несколько раз. В конце игры-занятия взрослый берет руки ребенка в свои. Выставляет его указательные пальчики, а другие сгибает в кулачки и выполняет под песенку все игровые пассы его ручками.
Примечание
Если ребенок сам проявляет желание повторить за взрослым движения, нужно предоставить ему эту возможность.Задачи
Расширять социальные контакты ребенка с близкими и знакомыми людьми, запоминать имена близких («баба Люба», «деда Витя», «братик Саша», «папа Володя», «мама Катя» и др.), помочь малышу «открыть» себя с помощью зеркала и  потребления в речи местоимений «я», «ты».
Обогащать понятийный словарь ребенка, употребляя слова благодарности или просьбы («пожалуйста», «спасибо»). Сделать малыша свидетелем доброжелательных отношений в семье и в общении с другими людьми. Эмоционально обогащать чувства ребенка, знакомя с социальным окружением (соседи, знакомые).
Подготовительная работа
Взрослые заранее договариваются о сюжете игровой ситуации и характере речевого общения с ребенком.
Содержание общения
Мама поздравляет малыша: «С днем рождения!» Ребенок сможет понять необыкновенность этого дня только в эмоциональном отношении взрослых к нему (радостных интонациях, ласковых словах, подарках и др.)
«Посмотри, какое красивое платьице (костюмчик) я тебе купила», – говорит мама. Она одевает малютку и подводит к зеркалу, в котором он может видеть себя во весь рост. Мама берет ребенка на руки так, чтобы он мог видеть себя и ее в зеркале. Дав малышу освоиться в новой ситуации, мама ставит ребенка на ножки перед зеркалом: «Ах, какой мальчик красивый! Ах, какой Юрочка нарядный!»
Взрослый старается заострить внимание крохи на его отражении: «Я – мама, ты – Юра!» Она поднимает его ручки, гладит по головке, кладет в карманчик платочек и т.п.
Ощущения от ее прикосновений и собственных движений совпадают с визуальными (зрительными) впечатлениями, что позволяет малышу сделать для себя какие-то открытия. Любопытство к окружающему миру вызовет интерес и к себе. Первый день рождения – важная веха в этом направлении, потому что дитя находится в центре внимания всех взрослых.
Затем мама и малыш наносят визиты поочередно всем домашним. «Здравствуй, бабушка Лена! К тебе Юрочка пришел! Посмотри, какой он нарядный, красивый». Бабушка ласково встречает внука, восхищается его нарядом, дарит ему что-то, например, ленточку. Ленточку повязывают ребенку, как галстук, перед зеркалом и еще раз поздравляют с Днем рождения.
Аналогичный визит наносится дедушке, который тоже дарит ребенку что-то, например, брошку, которую перед зеркалом прикалывают к костюмчику. Брат дарит кораблик, который сам сделал из бумаги, папа – машинку, а  сестра – шапочку и т.п. Если есть соседи, то в гости заходят и к ним (к тете Вале, дяде Сереже и др.) Они тоже восхищаются малышом и что-то дарят или наряжают его перед зеркалом.
Примечание
Аналогичное мероприятие можно связать с любым праздником, например, встречей Нового года в семье. Главное, чтобы малыш чувствовал радость общения.
«Новогодняя елочка»
Задачи
Обогащать ребенка эмоционально: показать ребенку елку с игрушками и огоньками. Ввести слова: «елка», «огоньки», «игрушки», «шарик», «шишки» и др.
Расширять активный словарь, побуждая повторять за взрослым облегченные, лепетные слова.
Содержание
Взрослый подводит малыша к елочке, украшенной игрушками. Берет его на руки, говорит: «Елка-елочка… Огоньки... Красиво» (выдерживает паузу 1–2 мин). Дает ребенку время эмоционально пережить яркое впечатление. Когда малыш успокоится, мама начинает поочередно показывать елочные игрушки – например, домик, шарик, сосульку, шишку, а также образные украшения – Петрушку, белочку, собачку, зайчика и т.п. При этом игрушки с веток не снимаются и в ручки не даются. Проходит визуальное ознакомление с новогодней елкой. Взрослый может спеть песенку, включить музыку, потанцевать с ребенком.
Знакомить малыша с Дедом Морозом и Снегурочкой в этом возрасте не рекомендуется, так как кроха воспринимает их не как сказочных персонажей, а как незнакомых, чужих людей. Он может испугаться, поэтому покажите их издалека на каком-либо новогоднем торжестве или отложите эту встречу на будущее.
«Игрушка – картинка»
Задачи
Расширять функции обобщения в понимаемой речи. Учить находить знакомый предмет на картинке. Называть ребенку предметы на рисунках или фотографиях, побуждать к повторению, используя лепетные слова («гага» – уточка, «ляля» – куколка, «биби» – машина и др.)
Материал
Набор предметов (игрушек) и набор картинок, изображающих их.
Содержание
Мама показывает знакомую игрушку, называет ее, просит малыша повторить. Картинка и игрушка сопоставляются и называются. Аналогично под своими изображениями кладутся и называются все игрушки. Далее игра разворачивается по ситуации.
Первое знакомство с книгой
Задачи
Показать малышу книгу с картинками. Подобрать книгу со знакомыми изображениями предметов (игрушек), активизировать речь. Воспитывать интерес и бережное отношение к книге.
Материал
Книги для самых маленьких: книги-игрушки, например, «Паровозик», «Елочка», «Автомобильчик» – где есть изображения знакомых игрушек. Книги-гармошки, книги на плотном картоне по определенной тематике, например, «Это что такое?», «Любимые игрушки», «Это чей голос?» и др.
Содержание
Взрослый показывает книгу ребенку, вместе с малышом рассматривает каждую страничку. Сюжеты обыгрываются с введением звукоподражаний и лепетных слов. Знакомство с книгой сопровождается игровыми, разученными движениями. Например, мама произносит: «Тук-тук», стучит кулачками (на иллюстрации изображен молоточек), «Ту-ру-ру» – прикладывает кулачки к губам (дудочка) и т.п.
Примерная игра-занятие на развитие речи и действия с предметами «Кубики и кирпичики»
Задачи
Знакомить ребенка с объемными геометрическими фигурами (кубики, шарики, кирпичики, призмы и др.) Развивать мелкую моторику пальцев. Называя предметы и действия с ними, развивать понимаемую и активную речь.
Материал
Кубики и «кирпичики» из строительного набора.
Содержание
Мама в присутствии ребенка отбирает кубики и кирпичики, привлекая малыша. Называет детали. Затем из кирпичиков строит дорожку, выкладывая их в одну линию. Показывает, как по дорожке «идет» матрешка, собачка, скачет птичка, проезжает машинка и т.п. Из кубиков строится башенка. Все игрушки называются.
Так как ребенок еще не может строить самостоятельно, взрослый осуществляет показ в медленном темпе, поддерживая интерес к действию. Активное участие малыша определяется его возможностями.
Примечание
В конце младенчества следует во время каждого периода бодрствования проводить игры-занятия двигательного характера с пирамидками, шариками, кубиками, матрешками, колечкам, потому что малыш еще не может выбирать предметы по цвету, форме и величине. Взрослый демонстрирует эти действия ребенку, сопровождая показ короткими пояснениями, например: «Эти шарики большие, а эти – маленькие», «Это – колечки, а это – шарики», «Сюда кладу красные кубики, а сюда – зеленые» и т.п. Затем просит малютку «помогать»: «Дай мне ш-а-а-рик! Вот шарик! Где кубик? Принеси мне кубик, положи кубик на кубик. Вот так!»

Такие занятия необходимы для развития мышления и речи ребенка. Они наглядно показывают ему логику и мотивацию действий – это то, что дитя еще не может, но чем скоро овладеет.
Когда ребенку исполнится 1 год, следует проверить его успехи в социальном и речевом развитии. Несложный тест рассчитан на средние показатели, с учетом индивидуальных особенностей малышей этого периода детства. Тест покажет уровень развития и навыки, которые следует подтянуть. Если что?то не удалось, не стоит переживать, нужно уделять больше внимания крохе, и он обязательно «отблагодарит» маму и папу своими достижениями!
Показатели социального и речевого развития ребенка 1-го года
Оценка тестирования:
  • если малыш показывает полное выполнение – 1 балл;
  • частичное – 0,5 баллов;
  • невыполнение – 0.
  • Максимальная оценка – 12 баллов.
Социальное развитие:
  1. Потребность в общении со взрослым ярко выражена (стремится быть рядом, часто вступает в контакт).
  2. Общение на эмоционально-личностном уровне. Понимает слово «нельзя» и правильно на него реагирует.
  3. Контакт на уровне «делового» общения по поводу действий с предметами.
  4. Спокоен в детском сообществе (неконфликтен).
  5. Положительно реагирует на других детей (проявляет к ним интерес, улыбается, отдает игрушку, смеется).
  6. Способен играть «рядом», находясь в сообществе сверстников.
  7. Речевое развитие.
  8. Подготовительный этап развития речи
  9. Понимание речи.
  10. Понимает обращение по имени.
  11. Выполняет отдельные поручения по вербальной просьбе взрослого: «дай мне», «положи», «возьми» и т.п.
  12. Понимает названия многих окружающих предметов и действий с ними: «Будем умываться – возьмем мыло», «Будем кушать – возьмем ложку» и т.п.
  13. Этапы активной речи.
  14. Вокализирует, пользуется мимикой, жестом.
  15. Легко подражает новым слогам, повторяя их за взрослым.
  16. Использует лепетную речь: активный словарь 6–10 слов (например, мама, папа, баба, дай, бай-бай, топ-топ, бах-бах).
С младенчеством заканчивается подготовительный этап речевого развития. Дальнейшееформирование речи будет продолжаться на протяжении раннего дошкольного и школьного детства. Важно, что начало этой чисто человеческой способности возникает на первом году жизни ребенка. Закладывается фундамент развития функций и форм речи, словаря, строя речи, ее звуковая культура. Все эти задачи будут решаться в ближайшем будущем малыша.
 По материалам сайтов: 

С
http://natural-medicine.ruhttp://chudodetki.su/index.php/ya-rodilsya/item/96-razvitie-rebenka-vт для будущих и молодых мамСайт для будущих и молодых мамСайт для будущих и молодых ма

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...