пятница, 18 сентября 2015 г.

Начало фразовой речи


После полутора лет развитие активной речи ребенка делает резкий скачок. Он все охотней разговаривает, а ближе к двум годам начинает высказываться с помощью коротеньких предложений, пока игнорируя, впрочем, такие грамматические формы, как род, число и падеж, или часто ошибаясь в их употреблении. Нужно спокойно поправлять малыша, не акцентируя внимания на ошибках. Радуясь развитию речи, по-прежнему старайтесь пополнять пассивный словарный запас малыша: слова, которые он понимает, но сам пока не произносит.

Если в изучении окружающего мира ребенку стало тесно в вашем жилище, и он стремится узнать, что там, за порогом, то в смысле речевого развития отчий дом — еще малоизученное пространство. Только названия мебели, одежды, домашней утвари, продуктов питания составят несколько сотен слов (существительных).
О каждом предмете можно сказать, каков он по цвету, размерам, другим качествам (прилагательные). И с каждым предметом в повседневной жизни мы как-то манипулируем (глаголы). Все эти слова должны регулярно проговариваться ребенку, чтобы он усваивал, запоминал их и со временем начал сам использовать в активной речи. Разумеется, и за порогом дома мы комментируем все, что видим, тем более, что интерес ребенка ко всему происходящему поистине неистощим.
На прогулке мы говорили: Киса! Киса мяу, мяу. Теперь мы скажем: Саша, смотри, киска идет. Села киска, устала. Киска, иди, иди к нам! Киски нет, ушла, киска. Ребенок способен не просто глянуть на кошку и переключиться на что-то другое, но проследить цепочку событий, которые вы комментируете, и многое запомнить.
Дома его игрушечная кошка тоже «пробежится по двору», а потом «сядет, устанет». И взяв игрушку, малыш не просто скажет: Мяу, киса, а попытается рассказать о ней, связав хотя бы два слова: Киса идет, Киса села. Так в возрасте около двух лет у ребенка начинает формироваться фразовая речь.

Учитывая словарный запас вашего малыша, вы стремитесь вовлечь его в диалог. Если он — немногословный мыслитель, стараетесь расшевелить его язычок понятными для ребенка вопросами. Если он, наоборот, неутомимый болтушка, приучаете его слушать собеседника, вставляя свои реплики.
Развитие речи неразрывно связано с воспитанием у малышей навыков самостоятельности. Обучая ребенка правилам поведения за столом, приучая мыть руки с мылом, одеваться, аккуратно складывать снятую одежду, мы активно пользуемся речью, которую дети учатся понимать, а позже начинают сами использовать.
«Самая большая роскошь — это общение», — сказал когда-то Экзюпери. Когда ребенок поймет, что речь — это мостик между ним и окружающими людьми, он будет все активней и радостней общаться с вами с помощью слов.
Ближе к двум годам вы обращаетесь к малышу уже с более развернутыми фразами. В них появляется больше, прилагательных. Если год назад вы говорили: Кашка. Кушать будем, то сейчас вы скажете что-то вроде: Саша кушать хочет, кашу будем кушать. Каша сладкая, вкусная.
Вы можете влиять на формирование речи своего малыша с помощью вопросов и просьб. Запоминая новые существительные, малыш пополняет свой словарный запас с помощью вашего вопроса: Где? (то-то), вопросы Что это? Кто это? Что ты делаешь? Куда ты идешь? Какой? (предмет), просьбы Скажи (то-то), Позови (того-то) побуждают ребенка активно использовать знакомые слова. Конечно же, следует использовать эти фразы в каждый удобный момент.
Развитие и становление произношения у всех детей происходит в разные сроки. Одни дети произносят большее число звуков и более отчетливо, а другие – меньшее и менее четко. Качество произношения зависит от состояния и подвижности органов артикуляционного аппарата, который еще только начинает активно функционировать,
но все же существует так называемая норма речевого развития:
в 1 год 8 мес. ребенок уже очень хорошо произносит гласные – а, у, о, и; согласные – п, б, м, к, г, нь, ть, дь, ль, сь. Большинство согласных малыш еще или совсем не произносит, или произносит неверно, заменяя их более простыми в артикуляционном отношении звуками.
в 1 год 10 мес. Хь, ць, й. Часто опускается начальный звук в слове или конечный согласный. Стечение согласных появляется в середине отдельных слов ЛЬК, СЬК
в 1 год 10 мес. – 2 года появляются твердые согласные Т, Д, Н, большинство стечений согласных замещаются одним звуком.
Ряд твердых согласных заменяется мягкими.
Звук Ы – его произнесение требует очень сложной работы органов артикуляционного аппарата, недаром мало кто из иностранцев могут произнести этот звук (заменяют звуком И).
Словарь
С появлением у ребенка первых слов начинается этап становления активной речи. В это время у ребенка появляется особое внимание к артикуляции окру­жающих. Он очень много и охотно повторяет за говорящим и сам произносит слова. При этом малыш путает звуки, переставляет их местами, искажает, опускает.
Первые слова ребенка носят обобщенно-смысловой характер. Одним и тем же словом или звукосочетанием он может обозначать и предмет, и просьбу, и чувства. Например, слово каша может означать в разные моменты вот каша; дай кашу; горячая каша. Или слово папа — пришел папа; нет папы; папа, подой­ди и т.п. Понять малыша можно только в ситуации, в которой или по поводу которой и происходит его общение с взрослым. Поэтому такая речь называется ситуационной. Ситуационную речь ребенок сопровождает жестами, мимикой.
С полутора лет слово приобретает обобщенный характер. Появляется возможность понимания словесного объяснения взрос­лого, усвоения знаний, накопления новых слов.
Вот данные о разви­тии словарного запаса детей в преддошкольном периоде:
·         к 1 году 6 месяцам — 10-15 слов;
·         к 1 году 8 месяцев – около 30 слов;
·         к 1 году 10 месяцев – около 90 слов;
·         к концу 2-го года — 300 слов (за 6 месяцев около 300 слов!).
Объем словаря зависит как от условий воспитания ребенка, от частоты объяснения его с взрослыми, а качество — от того, какие слова взрослые чаще употребляют в своей речи, как четко указывают малышу на то, какие действия можно производить с игрушками, предметами, как действует сам ребенок, указывают на признаки окружающих предметов (чашка большая, белая).
Грамматический строй речи
Примерно в 1 год 10 мес. у ребенка появляется фразовая речь: объединяют в одном предложении два аморфных слова. Воспроизводятся двусложные слова, в трехсложный один слог опускается.К 2 годам дети практически овладевают навыками употребления форм единственного и множественного числа имен существитель­ных, времени и лица глаголов, используют некоторые падежные окончания. В это время понимание речи взрослого значительно пре­восходит произносительные возможности
.Источник  сайт "Речь ребёнка" , "Всё о детях от рождения до школы" 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...