воскресенье, 31 мая 2015 г.

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПРИЕМ «ЖИВЫЕ КАРТИНКИ»

У детей старшего дошкольного возраста необходимо сформировать устойчивый интерес к занятиям, максимально включить в работу все анализаторы: зрительный, слуховой, обонятельный, тактильный. В основе многочисленных педагогических методик, направленных на речевое развитие дошкольников, лежит всем хорошо известный принцип: больше впечатлений хороших и разных. Информацию об окружающем мире дети воспринимают в основном с помощью зрения, слуха, осязания: что может быть прекраснее красоты цветка, легкого шелеста листьев, нежного дуновения ветра? При работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи (ОНР II уровня, ОНР III уровня), можно  использовать замечательный и современный прием «живых» картинок.
 .Источник логопедический сайт "Малышок"
Он позволяет обогащать лексический словарь детей и формировать грамматический строй речи. Некоторые лексические темы сложны для восприятия детей с речевыми нарушениями без соответствующего наглядного материала («Обитатели морей и океанов», «Животные южных стран», «Дикие животные» и т.д.). Не все дети имеют возможность вживую увидеть слона, жирафа, наблюдать в естественной среде за попугаями, змеями. Используя  прием «оживления»,  можно больше донести ребятам информацию о том или ином объекте или предмете окружающего мира.
В стимулировании речевой деятельности дошкольников немаловажную роль играют тактильные ощущения. Услышав слово «шершавый», ребенок не всегда поймет его смысл, а если детский пальчик в этот момент ощутит шероховатую поверхность, то лексическая картина станет более полной.
В «оживлении» наглядных картин можно использовать натуральные материалы: кожу, мех, траву, листья, цветы, кусочки древесины, ракушки, песок, камни, вату, лен.
Конечно, работать с подобными живыми картинами  рекомендую на подгрупповых или индивидуальных занятиях, потому что каждый ребенок должен тактильно изучить все предметы и произвести сопоставление с их лексическим значением.
При использовании данного логопедического приема дошкольниками более эффективно усваивается словарь качественных прилагательных: мягкий, пушистый, нежный, гладкий, колючий, пупырчатый, шероховатый, неровный, жесткий, упругий и т.д. 
Следующий немаловажный элемент в логопедической работе с детьми с ОНР — слуховое восприятие. Ориентируясь на лексические темы, предлагаю записать аудиоматериал по основным звуковым темам: «Шум осеннего леса», «Звон посуды», «Звуки улицы», «Скрип снега, звон падающих сосулек», «Звуки работы со строительными инструментами», «Звуки леса. Голоса птиц, животных», «Плеск воды, шум прибоя». Данный аудиоматериал послужит основой для создания своеобразной фонотеки — «Шкатулки живых звуков».
Благодаря комплексному воздействию на восприятие ребенка происходят эффективное обогащение словаря и формирование грамматического стоя речи.
Работа с «живыми» картинами позволяет:
  • значительно повысить интерес детей к логопедическим занятиям;
  • оптимизировать эмоциональный фон;
  • развивать зрительно-пространственное восприятие, слуховое и зрительное внимание, память, мышление, воображение, мелкую моторику рук;
  • сформировать целостный образ предмета, умение узнавать его по заданным характеристикам;
  • упражнять детей в составлении описательного рассказа о предмете с опорой на наглядность.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...