понедельник, 15 июня 2015 г.

Требования к устной речи ребенка, поступающего в 1 класс

С момента рождения до поступления в школу ребенок проходит важный этап в своем развитии. За этот период он усваивает огромное количество информации об окружающем его мире, людях, объектах и явлениях. Активно развивается его речь, что является одной из наиболее важных предпосылок его дальнейшего успешного обучения.
Задача взрослых – сделать все возможное для того, чтобы ребенок пришел в школу с хорошо развитой устной речью.Что входит в это понятие? Что же конкретно ребенок должен знать и уметь? И как отразится несформированность этих знаний и умений на дальнейшем усвоении школьных навыков?



 Если Вы заметили, что у ребенка не сформирована та или иная сторона речи, то необходимо ему помочь.
Примерные задания для развития звукового анализа:
1.      придумать слова с 3, 4, 5 звуками;
2.      отобрать картинки, в названии которых 4 или 5 звуков;
3.      разложить картинки в два ряда в зависимости от количества звуков в слове.
4.      подобрать слова, в которых заданный звук был бы на первом, втором, третьем месте (шуба, уши, кошка);
5.      составить слова из букв разрезной азбуки: сом, рама, шуба, кошка;
6.      добавить различное количество звуков к одному ми тому же слову, чтобы получилось слово: ПА – (пар), ПА- (парк), ПА – (паром), ПА – (паруса);
7.      преобразовать слова:
а) добавляя звук: рот – крот, мех – смех, осы – косы, луг – плуг;
б) изменяя один звук слова: сом – сок – сук – суп и т.д.;
8.      составлять слова из букв одного слова: крапива ( парк, ива, карп, пар, рак, Ира)
9.      от записанного слова образовывать цепочку слов таким образом, чтобы каждое последующее слова начиналось с последнего звука предыдущего слова: дом – мак – кот – топор – рука;
10.    Игра с кубиком. Дети бросают кубик и придумывают слово, состоящее из определенного количества звуков, в соответствии с количеством точек на верхней грани кубика.
Примерные задания для развития языкового анализа:
1.      придумать предложение по сюжетной картинке и определить в нем количество слов;
2.      придумать предложение с определенным количеством слов;
3.      увеличить количество слов в предложении («Маша увидела котенка» - 3 слова, «Маша увидела пушистого котенка» - 4 слова, «Маша увидела очень пушистого котенка» - 5 слов);
4.      определить место слов в предложении (какое по счету указанное слово);
5.      поднять цифру, соответствующую количеству слов предъявленного предложения.
Развитие слогового анализа:
1.      повторить слово по слогам, сосчитать количество слов;
2.      определить количество слогов в названных словах. Поднять соответствующую цифру;
3.      разложить картинки в два ряда в зависимости от количества слогов в их названии. Предлагаются картинки, в названии которых 2 или 3 слога.
Примерные задания для развития лексико-грамматического строя:
1.      развитие ассоциаций. Взрослый называет слово, а ребенок в ответ называет первое слово, какое придет в голову: стол – (еда), говорит – (слушает), желтый – (лимон), быстро – (медленно);
2.      классификация предметов на картинках «овощи и фрукты», «домашние и дикие животные», «домашние и дикие птицы», «посуда и мебель», «одежда и обувь» и т.д.;
3.      отгадывание загадок;
4.      придумывать слова - «неприятели»: день – ночь, войти – выйти, утро – вечер, добро – зло и т.д.;
5.      объяснить значение слов в словосочетаниях: прозрачный ключ - железный ключ, острая коса – длинная коса, глубокая норка – пушистая норка, больная ножка – деревянная ножка;
Примерные задания для развития словообразования:
1.      назвать ласково: шкаф – шкафчик, стул – стульчик и др.
2.      Где что храниться? (хлеб – в хлебнице, сахар – в сахарнице, конфеты, мыло, масло, соль и др.);
3.      назвать детенышей животных;
4.      назвать профессии, например: «Кто носит багаж?» (носильщик), «Кто вставляет стекло?» (стекольщик), «Кто чинит часы?» (часовщик) и др.
Примерные задания для развития навыков связной речи:
1.      пересказ небольших текстов;
2.      рассказать о пережитых событиях, например: поездка в зоопарк;
3.      составлять описательные рассказы об окружающих предметах, например: мяч – круглый, красный, резиновый, яркий, большой;
4.      составить рассказ по сюжетной картинке;
5.      составить рассказ по серии сюжетных картинок.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...