понедельник, 23 февраля 2015 г.

Активизация речевого развития детей через лингвистические игры

Писатель Джанни Родари утверждал, что «именно в игре ребенок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать — вот, что необходимо ребенку». Есть масса увлекательных речевых игр, которые помогают родителям развивать коммуникабельность ребёнка, его умение выстраивать свою речь последовательно, развивать словарный запас. Успех  Вашего ребёнка в жизни, в учёбе, его самооценка и оценка окружающих отчасти связаны с количеством сыгранных им лингвистических (словесных) игр. Причём в них можно играть не только дома, но и там, где есть время и возможность. Источник "Счастливые родители"
Не стоит забывать о том, что ведущая деятельность в дошкольном возрасте - игровая. Именно в игре ребёнок стремиться познать мир, примерить на себя роль взрослого. Именно в процессе игры ребёнок максимально раскрепощается, стремится научиться тому, чего сам ещё не умеет делать. Игра — это не просто развлечение, это творческий труд ребенка. В процессе игры ребенок познает не только окружающий мир, но и себя самого, свое место в этом мире. Играя, ребёнок накапливает знания, развивает мышление и воображение, осваивает родной язык, и, конечно же, учится общению.
Речь является необходимым компонентом общения, поэтому часто в игре раскрываются даже самые скованные дети. Как известно, игры девочек больше направлены на общение («дочки-матери», «в школу»), игры мальчиков более предметны (война, машинки). Писатель Джанни Родари утверждал, что «именно в игре ребенок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать — вот, что необходимо ребенку».
Активизировать речевое общение родителям поможет вовлечение в игру. Есть масса увлекательных речевых игр, которые помогают родителям развивать коммуникабельность ребёнка, его умение выстраивать свою речь последовательно, развивать словарный запас. Причём в них можно играть не только дома, но и там, где есть время и возможность.
Игра «Чайнворд»
Играющим необходимо выстроить ряд слов для перехода от одного к другому. При этом последующее слово должно начинаться на последние две буквы предыдущего. Если малышу пока сложно подобрать слово на две последние буквы, пусть подбирает на одну.
Например: улица – цапля – лягушка – камень – енот и т.д.
Игра «Анаграммы»
К ней родителям необходимо подготовиться заранее. Что такое анаграмма? Анаграмма – это литературный приём, состоящий в перестановке букв в одном слове. В этой игре загадываются два слова, причём в одном из них буквы переставлены таким образом, что получается другое слово.
Например:
Задачу ты решишь свободно:
Я небольшая часть лица.
Но если ты прочтешь меня с конца —
Во мне увидеть можно что угодно.
В первой части загадки ребёнок без труда угадает слово нос, а разгадка второго слова таится в перестановке букв. Читаем слово с конца – получается сон.
Также в книге Джанни Родари «Грамматика фантазии» есть масса примеров игр для развития детской фантазии и речи. Приведем несколько примеров.
Красная Шапочка и вертолёт
Детям дают слова, на основе которых они должны придумать какую-нибудь историю. Например, пять слов, подсказывающих сюжет Красной Шапочки: «девочка», «лес», «цветы», «волк», «бабушка», плюс шестое слово, постороннее, например «вертолет».
Учителя или другие авторы эксперимента исследуют с помощью такой игры-упражнения способность детей реагировать на новый и по отношению к определенному ряду фактов неожиданный элемент, их умение использовать такое слово в уже известном сюжете, заставлять привычные слова реагировать на новый контекст.
Техника «фантастических гипотез»
Эта техника предельно проста. Она неизменно выражена в форме вопроса. Что было бы, если? Для постановки вопроса берутся первые попавшиеся подлежащее и сказуемое. Их сочетание и дает гипотезу, на основе которой можно работать.
Пусть подлежащим будет «город Реджо-Эмилия», а сказуемым — «летать». Что было бы, если бы город Реджо-Эмилия начал летать?
Пусть подлежащим будет «Милан», а сказуемым «окружен морем». Что было бы, если бы Милан внезапно оказался посреди моря?

2 комментария:

  1. Наблюдая за детьми, я убедилась, что в игре чувствуют себя свободно даже самые стеснительные, необщительные и скованные дети.Эти игры интересны для детей, помогают развивать коммуникабельность, последовательно выстраивать свою речь и пополняют словарный запас. Обязательно возьму на заметку и использую в своей работе с детьми. Спасибо.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо за отзыв, рада, что этот материал Вас заинтересовал.

      Удалить

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...